РОДОВЫЕ ОКОНЧАНИЯ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ. (Рус.яз.).

Восточно-Казахстанская область Средняя школа имени К.Бозтаева Учитель русского языка Аманова Махаббат Асановна

На Земле безжалостно маленькой…

ЦЕЛИ УРОКА:   обобщить и закрепить знания учащихся об имени прилагательном; формировать навыки правописания окончаний имен прилагательных; развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать связь имен прилагательных с именами существительными, определять род и число; Способствовать развитию навыка групповой работы, работы в паре, индивидуальной работы; развитию коммуникативных умений, навыка грамотного письма, расширять словарный запас детей;      развивать внимание и логическое мышление; воспитывать чувство гуманного отношения друг к другу, любовь к  природе; учить работать в группах.

ОБОРУДОВАНИЕ:   мультимедийное оборудование,  опорные таблицы по теме урока, раздаточные листы для индивидуальной и групповой работы учащихся, раздаточные карточки для творческой работы для каждого ученика, карточки-вопросы, стихотворение Р.Рождественского.

Ход урока
1. Организационный момент.    – Прозвенел для нас звонок,
Начинается урок.
Учитель. Откройте тетради, запишите число.
2. Минутка чистописания.
На доске.       АЯ ЯЯ ЫЙ ИЙ ОЙ ОЕ ЕЕ
Учитель. Какие соединения мы сегодня повторяем?
– О какой части речи мы продолжим узнавать новое, вы узнаете, прослушав стихотворение.

Я слово ищу, необычное, звучное,
Особое, сильное, самое лучшее,
Короткое, длинное, красное, синее,
Неброское, яркое, очень красивое,
Оно уменьшительное или ласкательное,
Еще называют его……(прилагательным)

Учитель.   Это окончания имени прилагательного.
Учитель. Сегодня мы узнаем, когда эти окончания употребляются.

3. Актуализация знаний.
1. Работа в парах.

А что такое имя прилагательное и что вы о нем знаете, вы расскажите друг другу по моей команде, используя карточки-вопросы, которые лежат у вас на столе. На 1, 2, 3 вопрос отвечают ребята I-го варианта, на 4, 5, 6 ребята II-го варианта.

(У детей на партах карточки-вопросы “Что я знаю об имени прилагательном”).

“Что я знаю об имени прилагательном”

  1. Что такое прилагательное?
  2. Что обозначает прилагательное?
  3. На какие вопросы отвечает? Примеры.
  4. С какой частью речи связано?
  5. Что образует с существительным?
  6. Какое слово главное, какое зависимое? Примеры.

Учитель. Так для чего же в нашей речи используются прилагательные?

Дети. Для того чтобы называть признаки предметов, точно описывать предметы, чтобы делать нашу речь выразительной.

4. Изучение нового.
1. Звучит песня о Земле в сопровождении с изображениями.

О чем поется в песне?    С кем сравнивается Земля?

– Ребята 22 апреля  -Международный день Матери-Земли — не просто большой, а поистине глобальный праздник , проводимый под эгидой ООН, — день нашего общего уютного дома.

Всемирная акция День Земли стартовала 22 апреля 1970 года по инициативе ЮНЕСКО. По традиции в этот день жители всей планеты принимают участие в благоустройстве и озеленении дворов и улиц.

Это день напоминания о страшных экологических катастрофах и предотвращения необратимых последствий деятельности человека, угрожающей самому факту существования Земли. Целью проведения акции является превращение экологической проблематики в неотъемлемую часть общего образования и культуры. Семипалатинский  я́дерный  полигон — первый и один из крупнейших ядерных полигонов СССР, также известный как «СИЯП» — Семипалатинский испытательный ядерный полигон. Официальное название:

2-й Государственный центральный испытательный полигон (2 ГЦИП).

На территории Семипалатинского полигона находится объект, где раньше хранилось самое современное ядерное оружие. Таких объектов всего четыре в мире. В 1989 году известным казахстанским общественным деятелем  Олжасом Сулейменовым было создано движение Невада — Семипалатинск, объединившее жертв ядерных испытаний по всему миру.

С 1989 года ядерные испытания не проводятся.

Что мы должны сделать, чтобы наша Земля стала уютным домом?(ответы учащихся)(бережно относиться к природе, охранять, озеленять, защищать от воин)

2.- Сейчас послушайте стихотворение    Роберта Рождественского

«На Земле безжалостно маленькой…»(читает ученик)
На Земле безжалостно маленькой
жил да был человек маленький.
У него была служба маленькая.
И маленький очень портфель.
Получал он зарплату маленькую…
И однажды — прекрасным утром —
постучалась к нему в окошко
небольшая, казалось, война…
Автомат ему выдали маленький.
Сапоги ему выдали маленькие.
Каску выдали маленькую
и маленькую — по размерам — шинель…
…А когда он упал — некрасиво, неправильно,
в атакующем крике вывернув рот,
то на всей земле не хватило мрамора,
чтобы вырубить парня в полный рост!

3. Анализ стихотворения:

О чем? О ком? Каким является человек по отношению к Земле?
Беседа о роли и месте человека на земле.

4.Чтение стихотворения  детьми по цепочке.
5.  Коллективная работа.

Задание1: выписать из текста словосочетания сущ.- прил в  форме И.п., определить род и выделить окончания прилагательных.(объяснения учащихся)

6. Вывод. Работа по таблице на слайде.   На доске постепенно появляется таблица.

Мужской род                  Женский род                       Средний род
какой?                       какая?                            какое?
-ой, -ый, -ий               -ая, -яя                           -ое, -ее

Фронтальная беседа.

Итак,
– на какой вопрос отвечают прилагательные мужского рода?
– какие окончания они имеют?
– на какой вопрос отвечают прилагательные женского рода?
– какие окончания они имеют?
– на какой вопрос отвечают прилагательные среднего рода?
– какие окончания они имеют?

Задание 2: Составьте предложения с этими словосочетаниями

1ряд                                                      2 ряд                                    3 ряд
ж.р                                                       м.р.                                       с.р.
(проверка, чтение предложений)

5. Систематизация и обобщение знаний.
1. Прочитайте словосочетания .

Берёзов…      роща , однолетн… растение, восточн…     ветер, ве сенн. . .     погода, овощн…    ма газин,
столичн. . ме тро, февральск. .    праздник.

Задание выполняется по рядам:
1 ряд выписывает словосочетания, в которых имена прилагательные употреблены в ж. р.
2 ряд – в м. р. ,
3 ряд – в с. р.

2. Физкультминутка. «Клоунада»- зарядка для глаз. (аудиозапись)

Работа по карточкам
Для ребят, испытывающих трудности:

Спиши текст. Выдели окончания прилагательных, укажи род.
Голубое небо,
Речка голубая,
Голубой дымок на берегу.
Поле золотое, солнце золотое,
Золотая Родина моя.

Для ребят более одаренных:
Запиши рассказ, выбирая имена прилагательные.
Сегодня (отличн.., замечательн.., чудесн..) день.
Какое (ясн.., голуб.., лазурн..) небо!
Впереди виден (густ.., таинствен.., незнаком..) лес.
В лесу (высок.., зелен.., могуч..) деревья.
Вдали (старин.., камен.., таинствен..) крепость.
Мы идем по (узк.., широк.., лесн..) тропинке к крепости.
Выделите окончания прилагательных.

6. Обобщение.

Учитель. Итак, над какой темой работали на уроке? Какие цели ставили?
Что нужно сделать, чтобы правильно написать родовые окончания имени прилагательного?
Дети. Найти существительное, с которым оно связано.
– Определить род имени существительного.
– Узнать род имени прилагательного и вспомнить окончание.

7. Тест.

Выберите правильный ответ.
1. Имя прилагательное обозначает:
а) признак предмета
б) предмет
в) действие предмета

2. Имя прилагательное отвечает на вопрос:
а) кто? что?
б) какой? какая? какое? какие?
в) что делает? что сделал? что сделала?

3. С какой частью речи связано имя прилагательное?
а) с глаголом
б) с существительным

4. Какие окончания имеют прилагательные женского рода?
а) -ой, -ый, -Ий
б) -ая, -яя
в) -ое, -ее

5. Какие окончания имеют прилагательные мужского рода?
а) -ой, -ый, -Ий
б) -ая, -яя
в) -ое, -ее

6. Какие окончания имеют прилагательные среднего рода?
а) -й, -ый, -Ий
б) -ая, -яя
в) -ое, -ее

Дети отвечают на вопросы.
Контроль
– Обменяйтесь с соседом по парте, проверьте правильность ответов.
(а, б, б, б, а, в.)

  1. Занимательность. Используя имена прилагательные составить обращение к Земле.

/Текст на доске/.
______________________ Земля!
Пусть всегда будет на земле ___________________ небо, —————–воздух,——————– река, —————–лес! Пусть  радуют тебя _________________ цветы. Пусть не смолкает _______________ смех на планете! Пусть всегда светит———————- солнышко и не будет —————войны.
Твои ______________дети земли.

8. Рефлексия. Лесенка знаний. Оценивание.
– Оцените свою деятельность на уроке на “лесенке знаний”.
– Если у вас остались вопросы по теме урока, поставьте крестик на нижней ступеньке.
– Если нет вопросов, то посередине.
– А если вы можете научить товарища, то на верхней ступеньке.
– Кто доволен своей работой?

9. Домашнее задание.
– Ребята, попробуйте описать вашего четвероного друга, используя имена прилагательные, определите род и число прилагательных.

скачать наглядность урока

Check Also

ҰБТ – 2017 жаңа форматы және мамандықтар туралы толық мәлімет.

Ұлттық бірыңғай тестілеудің екі кезеңде өтеді. Қорытынды аттестаттау – бұл мемлекеттік бітіру емтиханы. ҰБТ– жоғары оқу …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.