Урок русского языка в 5-м классе по теме "Род имен существительных"

Восточно-Казахстанская область Средняя школа имени К.Бозтаева Учитель русского языка Аманова Махаббат Асановна

Есть правила, которые надо  усвоить.

Тип урока: урок введения новых знаний.
Цели:
Образовательная:                                                                                                                  дать общее представление о роде имен существительных, в частности – познакомить с приемами распознавания рода имен существительных;
Коррекционная: развивать интеллектуальные и коммуникативные   навыки: развивать словарный запас обучающихся именами существительными со значением «животные»
Воспитательная: воспитывать грамматическую зоркость, культуру учебного труда, культуру поведения, прививать уважительное отношение к старшим, взаимопомощь.
По завершении урока учащийся должен:
Знать: что имена существительные имеют род: мужской, женский, средний
Уметь: распознавать род у имён существительных по окончаниям;
Методы организации учебной деятельности, применяемые учителем на уроке: дифференцированный подход, частично- поисковый.
Формы организации учебной деятельности, применяемые учителем на уроке: индивидуальные, в парах..
Оборудование: учебники; рабочие тетради; карточки с обозначением рода имени существительного, слайды, карточки – схемы для совместного открытия новых знаний, сигнальные карточки.

ХОД УРОКА
I. Организация класса
Приветствие. Настрой на работу. (Слайд № 1 по щелчку)

Сегодняшний урок я хочу начать с пожелания:

Не можешь – сумей,
Не знаешь – узнай,
Не бойся тропы отвесной.
Думай, ищи, свершай, достигай,
Чтоб жизнь твоя стала песней.

II. Актуализация знаний

Орфографическая минутка
Вы знакомы с именем существительным?
Предлагаю  поиграть  в игру, которая поможет узнать, насколько глубоки ваши знания по теме «Имя  существительное»
Игра «Да – нет»(сигнальные карточки)
Имя  существительное – это часть речи? (Да!)
Имена  существительные  отвечают на вопросы:  какой, какая, какое, какие? (Нет!)
Имена  существительные  отвечают на вопросы Кто? Что? (Да!)
Имена  существительные  обозначают действие предмета? (Нет!)
Имена  существительные  обозначают  предмет? (Да!)
Самостоятельно придумайте свой вопрос к игре.
(Имена  существительные  могут  быть одушевлёнными или  неодушевлёнными?)

III. Подводящий диалог к формулированию новой темы

Прочитайте. Что это за слова? (слова напечатаны на разрезных карточках)
мама, девочка дом,  папа, книга мальчик, яблоко    (имена существительные)
На какие две группы  их  можно разделить?

Работа в парах

На листе, разделённом на 2 колонки,  учащиеся записывают: в первую колонку – мама, девочка,  человек, мальчик, в другую – портфель, книга, правило.

Объясните свой выбор.
В первый столбик –  одушевленные  имена существительные, они отвечают на вопрос кто?
Во второй столбик  –  неодушевленные имена существительные (кто?)

IV. Совместное «открытие» нового знания

В своей речи мы часто употребляем имена существительные, но всегда ли мы замечаем, какие они? Ведь у имён существительных, также как и у людей, есть свои особенности.

Желаете ли вы знать об имени  существительном ещё больше? Тогда исследуйте эти слова с другой стороны.
Проблема: Сможете ли вы эти же слова разделить на три группы?

Работа в парах
1. Мама, девочка.
2. Человек, мальчик.
3. Правило, книга, портфель.

По какому признаку соединили маму и девочку,  человека и мальчика? (Можно про них сказать – она, моя. он, мой. Остальные – в третью группу.)

Какие будут ваши предложения  относительно других слов? Книга? Портфель? (Она моя, значит запишем тоже в первую группу, а дом – он, мой – во 2 группу)
В какую группу запишем слово – правило? Про него можно сказать она, он? (Оно моё, в 3 группу)
Ребята, а может кто-то знает,  или догадывается,  как называется такое деление слов?
Мы распределили слова по родам. в первом столбике находятся имена существительные Ж.р, во 2 – М.Р., в 3 – Ср.р.

Оказывается, у  имён существительных можно определить род.  Для того, чтобы говорить,  писать грамотно и красиво, мы должны знать  род имён  существительных.

Тема нашего урока: « Род имён существительных» (Слайд № 2 по щелчку)
Какова наша учебная задача на этом уроке?
(Научиться определять род имён существительных)

V. Первичное закрепление

Мотивация:
1. Сравнивают окончания существительных в женском, мужском и среднем роде.     Упр.2 стр. 93
Давайте обратимся к правилу в  учебнике, с.93-94 и проверим правильность ваших предложений
Работа с правилом учебника. Правило читают вслух три ученика.

2. Работа по лексической теме : «Есть правила , которые  надо  усвоить»
Ребята , чтобы быть образованными, воспитанными нужно знать не только правила грамматики , но и еще определенные правила. А какие, мы узнаем прочитав тест «Задача» на странице 93 упр1

Чтение текста
Словарная работа: вычитание, сложение, усвоил.
Анализ прочитанного: В каком предложении раскрывается основная мысль рассказа? Прочитайте.
О каких правилах, которые еще не усвоил мальчик, говорит старик? (ответы детей)

Чтение учащимися.

V1. Оздоровительная минутка
Зрительная гимнастика.
Учащиеся следят за траекторией движения мяча. (Слайд № 3 по щелчку)
Определите род предмета, который двигался по экрану. (Мяч окончание нулевое – м.р)

VII. Повторение и систематизация изученного материала
Оформление доски и тетради.

Мотивация:
1.Сейчас попробуем полученные  знания применить на практике
Упр. 3 стр.94 (распределение и запись существительных  ж.р. в 3 столбика
1—а, 2-я, 3-ь, указывают существительные с мягкой основой)

V111 Физминутка

скачать полный вариант урока

Check Also

ҰБТ – 2017 жаңа форматы және мамандықтар туралы толық мәлімет.

Ұлттық бірыңғай тестілеудің екі кезеңде өтеді. Қорытынды аттестаттау – бұл мемлекеттік бітіру емтиханы. ҰБТ– жоғары оқу …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.