ИНФОРМАТИКА. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА для 10-11 кассов общественно-гуманитарного направления общеобразовательной школы. Астана 2010. по приказу МОН РК от 09.07.2010 г. № 367.

Вставил на сайт Асылан Аменов

Министерство образования и науки Республики Казахстан
Национальная академия образования имени Ы.Алтынсарина
ИНФОРМАТИКА
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
для 10-11 классов общественно-гуманитарного направления
общеобразовательной школы
Астана 2010
Утверждено Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 09.07.2010 г. № 367.
Авторы программ:
Бидайбеков Е.Ы., Нурбекова Ж.К., Мухамбетжанова С.Т., Сагимбаева А.Е.,
Ермеков Н.Т., Стифутина Н.Ф.
Учебная программа «Информатика» для 10-11 классов общественно-гуманитарного направления общеобразовательной школы. – Астана, 2010. – 13 стр.
Национальная академия образования им.Ы.Алтынсарина, 2010

І. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предмет «Информатика» отражает одну из фундаментальных отраслей научного знания, формирующую системно-информационный подход к анализу окружающего мира, изучающую информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения информации; стремительно развивающуюся и постоянно расширяющуюся область практической деятельности человека, связанную с использованием информационных и телекоммуникационных технологий.

Цель учебного предмета – обеспечение прочного и сознательного овладения уча-щимися основ знаний о процессах получения, преобразования, передачи, хранения ин-формации. На этой основе раскрыть учащимся значение информационных процессов в формировании современной научной картины мира, роль ИКТ в развитии современного информационного общества, привить им навыки сознательного и рационального исполь-зования средств ИКТ в своей учебной, а затем профессиональной деятельности.

Задачи учебного предмета «Информатика»:

• освоение базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информации и информационных процессов в обществе;
• овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информаци-онные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информаци-онные и телекоммуникационные технологии при изучении других школьных дисциплин;
• развитие самостоятельной познавательной деятельности, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов.

Содержание обучения информатике должно быть направлено на достижение школьниками необходимого базового уровня, а также на продолжение профильного обу-чения.

Системообразующим понятием содержания курса является понятие «информаци-онный процесс», а родовым понятием – «информация». Использование единого подхода к структурированию позволит представить содержание курса не как набор разрозненных дидактических единиц, которые необходимо изучать, только потому, что они отражены в нормативных документах, а как целостную и развивающую фундаментальную дисципли-ну общекультурного характера.

В содержание должны быть включены факты, теории, положения и подходы, соот-ветствующие современным научным представлениям об окружающей действительности, которые являются наиболее фундаментальными и значимыми для общей культуры чело-века, а также для продолжения образования. В то же время в программе должны найти отражение понятия и дидактические элементы, составляющие инвариантную часть обучения информатике, без которых нельзя обойтись каждому образованному человеку, живущему в условиях глобальной информатизации общества.

В основу отбора понятий курса информатики положены такие требования, как: системность, целостность, полнота предметной области, логическая непротиворечивость, минимальная достаточность, преемственность, методическая целесообразность, иерар-хичность, аксиоматичность, обозримость, открытость.

Последовательность формирования понятий курса информатики должна позволить на-чать с главного, постепенно развивать понятия, теоретически обогащая и упорядочивая всю понятийную структуру учебного материала, учитывать причинно-следственные связи курса информатики, подчеркивать единство информационных процессов в системах раз-личной природы, теоретически обобщать учебный материал.

В ходе обучения системообразующее понятие «информационные процессы» должно формироваться, развиваться и обобщаться. Так, изучение видов информационных процес-сов приводит к рассмотрению таких естественных информационных процессов, как хра-нение, передача и обработка информации. Эти информационные процессы востребованы при изучении функциональных устройств компьютера. Для возможности автоматизации информационных процессов (перехода от естественных к искусственным информацион-ным процессам) рассматривается приведение информации к единой форме (системы счисления), единообразие обработки информации компьютером (основы логики), более сложные действия с информацией: процессы алгоритмизации и моделирования. Развитие понятия «информационные процессы» происходит при изучении особенностей хранения, передачи и обработки различных видов информации: графической, текстовой, числовой, звуковой, при изучении обеспечения информационных, телекоммуникационных и муль-тимедийных технологий. В завершении рассматриваются социальные аспекты информа-ционных процессов.

Выделенные ведущие понятия дают возможность изложить материал научно, с единой точки зрения и с общих позиций переосмыслить уже известные факты, заложить основы всей системы знаний, раскрыть внутренние связи и отношения фундаментальных понятий, показать их проявления на конкретных фактах и явлениях действительности.

В основу содержания программы должны быть положены следующие аспекты:

1) адекватное отражение в школьном курсе современного состояния информатики как фундаментальной науки;
2) представление целостного курса информатики на основе интеграции содержания обучения вокруг понятия «информационный процесс»;
3) наполнение учебного материала гуманитарной составляющей, раскрытие эмо-ционально-ценностных и нравственных отношений;
4) формирование и развитие мышления учащихся, неперенасыщение учащихся ин-формацией;
5) обучение эффективным способам работы с информацией;
6) активное использование внутрипредметных и межпредметных связей курса ин-форматики;
7) обучение обобщенным способам применения сформированных знаний и умений на практике.

В соответствии с базисным учебным планом ГОСО РК количество часов в неделю по информатике для 10-11 классов общественно-гуманитарного направления составляет:

в 10 классе – 1 ч. в неделю, 34 ч. в учебном году;
в 11 классе – 1 ч. в неделю, 34 ч. в учебном году.

Вариативная часть содержания образования обеспечивает индивидуальный характер развития учащихся и разрабатывается с учетом пожелания детей и запросов их родителей. Рекомендуются следующие дополнительные учебные программы: «Компьютерная графи-ка», «Социальная информатика», «Web-дизайн», «Flash – технологии», «Объектно-ориентированное программирование», «Мировые информационные ресурсы», «Основы защиты информации», «Мультимедиа-технологии», «Логическое программирование», «Компьютерная верстка», «Основы безбумажного делопроизводства», «Компьютерное моделирование», «Настольные издательские системы» и т.д.

II. БАЗОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

10 класс – 34 часа

Информация и информационные процессы (2 ч.). Вещественно-энергетическая и информационная картины мира. Разомкнутая информационная система. Замкнутая ин-формационная система.

Компьютер как средство обработки информации (2 ч.). Аппаратное и про-граммное обеспечение компьютера. Компьютерные вирусы и их типы. Файлы и файловая система.

Информационное моделирование (4 ч.). Моделирование социальных процессов. Моделирование биологических систем и процессов. Лингвистические модели. Основные модели современного научного мировоззрения.

Алгоритмизация и программирование (6 ч.). Объектно-ориентированное про-граммирование. Технология решения задач на компьютере. Обработка символьных пере-менных. Работа с файлами.

Информационно-коммуникационные технологии (20 ч.). Текстовые редакторы, текстовые процессоры, редакционно-издательские системы. Назначение, функции, правила работы, системы меню. Программы-переводчики. Лингвистические корректоры. Графические редакторы и их возможности при обработке текстовой информации. Компьютерные презентации в мультимедийной технологии. Поиск информации в сети Интернет. Web-сайты и порталы.

11 класс – 34 часа

Информация и информационные процессы (2 ч.). Роль и характеристика ин-формационных революций. Краткая характеристика поколений ЭВМ и связь с информа-ционной революцией. Информатизация как процесс преобразования индустриального об-щества.

Компьютер как средство обработки информации (2 ч.). Технические средства на обработке издательские системы. Особенности компьютерной технологии. Компью-терные вирусы и их типы.

Информационно-коммуникационные технологии (30 ч.). Назначение настоль-ных издательских систем. Аппаратный уровень поддержки: устройства ввода и вывода информации, устройства обработки и хранения информации. Программный уровень под-держки: обработка изображений, полиграфический дизайн, настольная издательская сис-тема. Пользовательский уровень поддержки. Объекты печатного издания. Классификация объектов, составляющих документ. Классификация инструментов.

Ввод и редактирование текста. Основные правила ввода текста. Понятие редактирова-ния. Проверка орфографии. Технология перестановки фрагментов.

Понятие форматирования. Формат шрифта. Форматирование абзацев.

Стилевое форматирование. Технология работы со стилями. Оформление заголов-ков и подзаголовков. Создание колонтитулов. Что должно быть на титульном листе. Как вставить фигурный текст. Как вставить рисунок. Работа с иллюстрациями. Вставка иллю-страций. Технология работы с иллюстрациями. Изменение размеров иллюстраций. Маке-тирование страниц Понятие многоколонной верстки. Верстка двухколонной полосы. Вер-стка трехколонной полосы. Буквица. Технология работы в профессиональной издатель-ской системе. Сравнительная характеристика издательской системы и текстового процес-сора. Функции, одинаковые для обеих сред. Обзор и назначение профессиональных изда-тельских инструментов среды. Технология конвертации объектов разного формата в сре-ду.

Верстка страниц Задание параметров страницы. Создание страницы-шаблона. Вставка и оформление текстовых блоков. Импортирование и редактирование иллюстра-ций. Совместное размещение графики и текста.

ІІІ. ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ

Для учащихся 10 класса:

Должны знать:

– понятие замкнутой и разомкнутой информационной системы;
– понятие обратной связи;
– назначение программного обеспечения компьютера при обработке текстовой ин-формации;
– понятие лингвистические модели;
– понятие объектно-ориентированного программирования;
– понятие макросы;
– назначение символьной обработки в среде объектно-ориентированного программирования;
– назначение программы-переводчика;
– понятие порталы.

Уметь:

– выполнять заданий на замкнутые и разомкнутые информационные системы;
– работать с программным обеспечением компьютера при обработке текстовой ин-формации;
– работать с антивирусными программами;
– программировать символьные переменные в объектно-ориентированной среде;
– работать с программами-переводчиками;
– использовать возможности Web-сайты и порталы.

Для учащихся 11 класса:

Должны знать:

– структуру изучаемой информационной системы;
– технологию работы в информационной системе;
– представление об издательской деятельности;
– три уровня поддержки издательской деятельности;
– основные объекты работы при подготовке издания;
– параметры основных объектов;
– как подготовить страницу для размещения в ней текстового документа;
– технологию редактирования текста;
– возможности текстового процессора по форматированию текста;
– графические возможности Word;
– технологию работы с иллюстрациями;
– понятие верстки;
– технологию выполнения многоколонной верстки.

Уметь:

– набирать и редактировать текст;
– вставлять иллюстрации;
– редактировать иллюстрации;
– создавать страницу-шаблон в программной среде;
– вставлять и оформлять текстовые блоки;
– вставлять и редактировать иллюстрации;
– совместно размещать на странице текст и графику;
– верстать любой вид издательской продукции;
– красиво располагать на странице фрагменты разнотипных объектов.

IV. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ

Содержание учебного предмета «Информатика» выстраивается в соответствии с формированием информационной культуры школьников.

Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия условий перехода от ин-формационных процессов к информационным технологиям (построения алгоритмов осу-ществления информационных процессов, возможности представления любой информации в двоичном виде и т.д.).

Практическая часть курса направлена на освоение школьниками навыков использо-вания средств информационных технологий, являющихся значимыми не только для фор-мирования информационной грамотности и для повышения эффективности освоения дру-гих учебных предметов, формирования межпредметных, общеучебных умений. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, после-довательность изучения материала выстроена таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач. Так, например, понятие «информация» перво-начально вводится безотносительно к технологической среде, но сразу получает подкреп-ление в практической работе по записи изображения и звука. Вслед за этим идут практи-ческие вопросы обработки информации на компьютере, обогащаются представления уча-щихся о различных видах информационных объектов. При этом понятие информацион-ного объекта используется как обобщающее для различных видов объектов, с которыми приходится иметь дело учащемуся: текстом, звуком, изображением и т.д.

После знакомства с информационными технологиями обработки текстовой и графи-ческой информации в явной форме возникает еще одно важное понятие информатики – моделирование. К этому моменту учащиеся уже достаточно подготовлены к усвоению общей идеи о представлении и описании моделировании всего окружающего нас мира.

Центральное теоретическое понятие современной информатики – алгоритм вводится как фундаментальное понятие. Для работы с алгоритмами используются исполнители и для записи алгоритмов используются формальные языки блок-схем.

В последних разделах курса отрабатываются информационно-коммуникационные технологии и технологии коллективной проектной деятельности с применением ИКТ.

Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовы-вать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

Одним из важнейших понятий курса информатики является понятие информацион-ной модели. При работе с информацией мы всегда имеем дело либо с готовыми информа-ционными моделями (выступаем в роли их наблюдателя), либо разрабатываем информа-ционные модели. Изучение любых процессов, происходящих в компьютере, невозможно без построения и исследования соответствующей информационной модели.

Важно подчеркнуть деятельностный характер процесса моделирования. Информаци-онное моделирование является не только объектом изучения в информатике, но и важ-нейшим способом познавательной, учебной и практической деятельности. Его также можно рассматривать как метод научного исследования и как самостоятельный вид дея-тельности.

Содержание теоретической и практической компонент курса информатики основной школы построено в соотношении 50х50. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность; работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель. Объем работы может быть увеличен за счет использования школьного компонента и интеграции с другими предметами.

Обучение информатике в общеобразовательной школе целесообразно организовать «по спирали»: первоначальное знакомство с понятиями всех изучаемых тем, затем на сле-дующей ступени обучения изучение вопросов тех же модулей, но уже на качественно но-вой основе, более подробное, с включением некоторых новых понятий, относящихся к данному модулю и т.д. Таких «витков» в зависимости от количества учебных часов, отве-денных под информатику в конкретной школе, может быть два или три. При раскрытии темы «Компьютер как средство обработки информации» учащиеся углубляют и система-тизируют свои знания в области фундаментальных понятий информатики.

При этом эффективность обучения повышается, если оно осуществляется в ИКТ на-сыщенной образовательной среде, в которой, помимо компьютеров, имеются различные периферийные устройства, в том числе средства визуализации процессов, различные управляемые компьютером устройства. Содержание этого раздела обладает большой сте-пенью инвариантности. Продолжается развитие системного и алгоритмического мышле-ния на базе решения задач. Непосредственным продолжением этой деятельности является работа в практикумах.

Освоение темы «Информационное моделирование» направлено на формирование умений описывать и строить модели управления в системах различной природы (физиче-ских, технических и др.), использовать модели и моделирующие программы в области естествознания, обществознания, математики и т.д.

Особое место в учебной программе занимают деятельностный подход обучения, позволяющие убедить школьников в необходимости проведения информационной политики по созданию информационной среды, решению проблемы «образование в течение всей жизни» и устойчивого развития человечества.

Учебная программа помогает углубить содержание знаний по информатике, особенно при изучении информационных процессов, явлений и межпредметных связей в информатике. Важной составляющей системы обучения информатике является необходимость осознания учащимися процесса обучения.

Check Also

Аудандық олимпиада. ІІ-тур. 2016-2017 оқу жылы.

D есебі 5 бүтін сандар берілген. Осы сандардың арасынан төртеуін таңдағандағы қосындының ең үлкен жəне …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.