Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и словесности.

Сейткожанова Назгуль Тлеугабыловна учитель русского языка и литературы сш.им.Ж.Сыдыкова Аксуского района Алматинской области

              Можно ли жить, не творя? Нам кажется, что жизнь наша идет по накатанной колее, что ничего особенного мы не делаем, но она невозможна без творчества, и мы творим каждый день. Говорим, когда обдумываем урок, творим, когда стараемся убедительно высказать свою точку зрения в интересной беседе, творим, когда готовим на кухне что-то особенное для  своих близких. У каждого человека есть потребность в творчестве, и истоки ее – в детстве. Посмотрите, как играют маленькие дети – они творят, как интересно они «играют» со словом, когда начинают говорить. Именно в детском возрасте проявляются все таланты, и поэтому очень важно помочь ребенку развить их. Роль учителя в развитии творческих способностей учащихся огромна. Учитель – мастер, владеющий тайнами слова, учитель – наставник и мудрый собеседник. Очень актуальны слова В.Ф.Тендряков: «Если мне просто, без обиняков сказать – потому-то и  потому – то  ученикам ничего не остается, как только поверить на слово и попытаться запомнить. Но если своими усилиями открыть загадку, то после ненужно убеждать: что, как, почему. Проявляется активность, приложенный путь небольшие, но свои усилия, знания, как бы становятся своей собственностью. Есть, оказывается, особое наслаждение в том, что ты собираешь новость. Пусть эта новость будет всего-навсего правилом правописания наречий, лишь бы она вызывала интерес. Поделиться любопытной новостью – все  равно что поделиться маленькой радостью ».

Не будем спорить, что доходить до всего самому для ребенка большая радость, чем слушать долгие объяснения учителя, поэтому ученика необходимо провоцировать на постоянную работу ума.

Посмотрим на урок русского языка как на наш общий – ученика и учителя – результат творческого труда. Как сделать его наиболее продуктивным? Самое главное, наверное, это создание в начале урока эвристическое ситуации, когда в течении урока, чтобы получить новые знания просто невозможно не думать и не творить. Очень поможет в преддверии раскрытия темы урока хорошо и грамотно подобранный текст. Именно текст, потому что законченный и придуманный текст заставляет ребенка мыслить логически, будит порыв к художественному творчеству. Многие учителя сами сочиняют тексты для вводной части своего урока, можно придумывать их прямо на уроке вместе с учениками, предварительно выбрав тему. Тему может предложить учитель, может кто-то из ребят, можно выбрать тему путем жребия, и начинается творчество. Ребята не просто придумывают предложения, а каждый новый «автор» продолжает мысль предыдущего – так проявляется коллективное творчество. Ребята учатся видеть место предложения в тексте, умению мыслить логически. Такие «коллективные» произведения можно создавать всем классом.

Следующий этап урока – анализ созданного теста и подведения на его материале к теме урока. Здесь очень важна роль учителя, его умение виртуозно владеть материалом. Когда текст  проанализирован, все необходимые акценты расставлены, тогда остается только сделать выводы по теме и подтвердить их материалом учебника. Над закреплением тоже можно работать творчески. Например, это конкурс самый интересный мини текст по изученной теме, это решение ребусов, составление кроссвордов и многое другое.

Вообще можно разработать систему творческих заданий для учащихся разного уровня, включив в нее и домашнее: сочинение – рассуждение, сочинение сказки, рассказы – былины и т.д. Очень важно развивать словесное творчество учащихся, их желание писать с удовольствием. Вы, наверное,  замечали что парой ребенку совсем не хочется делать обычное упражнение из учебника, и в тоже время он может написать сочинение – сказку на несколько страниц. Мысль будит мысль, мысль подгоняет мысль – так начинается творчество. Ребенок должен как можно больше писать, сочинять, рассуждать, рассказывать. Слово – красиво сказанное или написанное – будет скрытые до поры механизмы творчества, ведет к совершенствованию и всестороннему развитию личности. Формируется правильная речь, основы грамматики и пунктуации в сознании ученика.

Готовых рецептов творчества нет, на то оно и творчество, но в арсенале у каждого учителя есть приемы и методы творческого подхода к работе. И очень важно сотрудничество, сотворчество учителя с учеником.

«Творческая активность – способность к познавательной деятельности, отличительными признаками которые являются потребность и умение выдвигать оригинальную задачу, находить материалы и способы ее решения; применять имеющиеся задания в новых условиях при частичной помощи или без помощи учителя »

Для стимулирования творческой активности учащихся в течении всего учебного процесса можно провести исследовательскую работу по следующим разделам:

1)      Общие данные об ученике.

2)      Основные черты личности ученика

3)      Особенности познавательной деятельности и познавательны процессов.

4)      Уровень сформированности специальных умений по русскому языку.

«В коллективе должен постоянно биться пульс пытливой мысли, стремления к горизонтам науки, увлекательных проблем и книг»

Большую роль в развитии творческой активности учащихся играют наблюдательность.

Наблюдатель – это значит уметь:

1)      Осознавать цели наблюдения.

2)      Выбирать объект наблюдения в соответствии с поставленной целью.

3)      Вести наблюдения по предварительно составленному плану.

4)      Различать в каждом предмете и явлении его многочисленные признаки (формул, объем, цвет, величину, состояние )

5)      Выделять из многочисленных признаков самые существенные, необходимые для выражения главной мысли сочинения.

6)      Фиксировать наблюдения.

7)      Связывать воедино и истолковывать отдельные элементы наблюдения; делать умозаключения, опираясь на факты наблюдений.

8)      Критически оценивать свою работу.

Также необходимо воспитывать воображение учащихся. Воспитание воображения является необходимым звеном в формировании  у  учащихся творческого подхода вообще к явлениям действительности.

В учебном процессе учитель должен объединять задания, целенаправленно развивающие интеллект эмоции и волю.

Check Also

Электрондық оқулықтардың үлгілерін көшіріп алыңыз

Сілтемені көшіріп алып адрес жолына қойып Enter-ді басыңыз, ары қарай скачать. Ана тілі 1-сынып   …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.