Литературный ринг на тему «Книгу прочитал – умнее стал»

Сейткожанова Назгуль Тлеугабыловна учитель русского языка и литературы сш.им.Ж.Сыдыкова пос.Жансугурова района Алматинской области

  • Цель: в игровой форме повторить и закрепить у учащихся знания о содержании различных книг.
  • Предворительная подготовка: рисуется плакат «Книгу прочитал – умнее стал». Готовятся музыкальные заставки, секундомер и колокольчик для отсчета времени, эмблемы для капитанов команд. В оформлении аудитории можно использовать книжные выставки.
  • Участники: ведущий, две команды школьников, жюри.
  • Продолжительность: 35 минут.

Ведущий: Наше сегодняшнее соревнование называется «Литературный ринг » потому, оно состоит из трех раундов – как в настоящем соревновании на боксерском ринге. Только соревноваться вам надо будет не в кулачной силе,   а в литературных знаниях и начитанности.

Мы с вами побываем в тех местах, где живут добрые и забавные Буратино и Чиполлино, и их враги – злые и коварные Карабас-Барабас и синьер Помидор. Мы вспомним путешествия, которые совершили моряк Гулливер в страну лилипутов, а девочка Алиса – в Страну чудес. Словом, мы побываем в удивительной стране литературных героев, в разных ее областях – поэзии и детектива, загадок и развлечении.

В нашей игре примут участие две команды, давайте дадим командам название. Пусть первая команда называется  «Молодцы», а вторая – «Умники». Я прошу каждую команду выбрать себе капитана. Пусть капитаны подойдут ко мне, пожмут друг другу руки и дадут обещание изо всех сил бороться за победу своей команды. Капитаны, клянетесь? Тогда получите ваши отличительные знаки- эмблемы.

Конечно, для того, чтобы судить, кто на нашей встрече будет лучшим, необходимы строгие судьи- жюри.

Сразу предупреждаю, что для обдумывания ответа на каждый вопрос командам будет предоставляться по 30 секунд. Видите, у нашего жюри есть точный секундомер и маленький колокольчик для подачи сигналов времени.

Итак, команды готовы? Жюри на своем боевом посту. Наша встреча начинается. И для ее торжественного открытия я предлагаю вам вспомнить пословицы об учении.  Помните как в народе говорят – «Учиться никогда не поздно»; «Век живи – век учись»; «Ученье- свет, а не ученье-тьма». А моя самая любимая пословица такая: «Чтение – вот лучше учение». А почему это так, вам подскажет плакат, который украшает нашу аудиторию. Давайте прочитаем его дружно хором. ( Читаем  вместе с ребятами: «Книгу прочитал- умнее стал».)

Я объявляю первый раунд. В нем – три задания. Но сначала давайте послушаем маленький музыкальный отрывок.

Звучит Прелюдия № 7 Ф. Шопена.

Это музыка настроила нас на возвышенный лад, потому что первый раунд мы решили посвятить области страны Литературии, которая называется «Поэзия».

Я начну читать стихотворение, а вы по начальной строчке узнаете его (Смотри презентацию)

Я смотрю, вы хорошо знаете поэзию, жюри предстоит нелегкое решение – выбирать из сегодняшнего состязания того, кто знает его лучше.

Последнее состязание поэтического раунда – надо вспомнить и прочитать, стихотворение, угадав его по окончаниям строчек.

 

  1. Ко мне, на ремне, медной бляшке, фуражке.
  2. Скажи, доложи, милее, белее.
  3. Под окном, поздно вечерком.
  4. Пушистый, кружится, тихо, ложится.
  5. Забора Федора, ой-ой-ой, домой.
  6. Сидел, глядел, пел, молчал, качал.

 

Жюри сообщает итоги начальных соревнований.

 

Я объявляю второй раунд.

 

Звучит музыкальная заставка композитора В. Дашкевича к телефильму «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона»

Второй наш раунд – детективный.

И вам предстоит определить, о каком из героев идет речь, по моему описанию. У каждого уважающего себя сыщика была специальная картотека, куда он заносил приметы интересующего его гражданина. Вот посмотрите, какие литературные персонажи попали в нашу картотеку.

Команды по очереди отвечают на вопросы ведущего.

Сначала я попрошу узнать имя героя и назвать книжку, в которой он жил, прослушав… слова его песенки.

  1. Ваша мама пришла

Молочка принесла

 

  1. Не садись на пенек,

Не ешь пирожок,

Неси бабушке,

Неси дедушке.

 

  1. Еду, еду в Африку,

В милые края!

Африка, Африка,

Родина моя!

 

  1. Мишка очень любит мед,

Почему? Кто поймет?

В самом деле- почему

Мед так нравится ему?

 

  1. Птичка польку танцевала

На лужайке в данный час:

Нос налево, хвост направо,

Это полька Карабас.

 

  1. Эй, бескрылый человек,

У тебя две ножки,

Хоть и очень ты велик,

Едят тебя мошки!

 

Теперь – новое задание. Оно называется «Фоторобот»: по некоторым чертам внешности героя назовите его имя.

 

  1. Голова набита опилками.

Вини – Пух.

 

  1. У него на голове зеленый хохолок, подергав за который вдоволь наплачешься.

Чиполлино.

 

  1. Этот столяр носил прозвище Сизый Нос.

Джузеппе из сказки «Золотой ключик».

 

  1. Африканское животное, которое после встречи с крокодилом на берегу реки Лимпопо поменяло свою внешность.

Слоненок из сказки Р. Каплинга

 

  1. Полосатый свирепый хищник, ненавидевший Маугли.

Тигр Шерхан.

 

  1. Девочка – кукла , волосы которой были необычного голубого цвета.

Мальвина.

  1. Маленький мальчиг в золотой короне и горностаевой мантии, который обожал розу, живущую на его планете, и думал, что такой цветок – единственный во всем мире.

Маленький Принц.

  1. Этот мальчик не послушался сестру  выпил водицы из копытца и стал домашним животным.

Иванушка из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Жюри сообщает итоги второго раунда.

Последняя, заключительная встреча предстоит вашим капитанам.

Для конкурса капитанов надо будет вообразить себя героями знаменитых сказок.

Ну как, капитаны, вообразили, что вы сказочной стране? Тогда-первое задание. Какие слова надо произнести, чтобы:

1.  Исполнить повеление цветка.

 

  1. Вызвать Сивку-бурку?

Сивка-бурка,

Вещий каурка,

Встань передо мною,

Как лист перед травой.

 

  1. Вместе с Али-Бабой открыть дверь в пещеру с сокровищами?

Симсим, открой дверь!

 

  1. Исполнить повеление волшебной щуки?

По щучьему веленью, по моему хотенью.

 

А теперь мы вместе с мальчиком Маугли перенесемся в его джунгли и вспомним имена тех, кто жил рядом с ним. Я буду называть зверя, который жил в джунглях, а ваше задание – как можно скорее вспомнить и произнести его имя, постаравшись опередить соперника. Начали!

Медведь (Балу)

Пантера  (Багира)

Шакал   (Табаки)

Питон  (Каа)

Вожак волчьей стаи  (Акела)

Последнее задание для капитанов. Фразы перевертыши. Пожалуйста, капитаны внимательно прочитайте каждый свои фразы и найдите, какие предложения ошибочно  причислены к перевертышам.

Капитаны команд читают свои фразы и находят в них исключения.

                  Фразы для 1-го капитана:

Лев волов вел.

Вор влетел в ров.

Зубы на полку лезут.

Ковал поп поплавок.

Фразы для 2-го капитана:

Около меня не молоко.

Конус и рисунок.

Конфеты есть – не фокус.

Коту тащат уток.

В каждом наборе фраз исключением – не палиндромом – является третья.

Я благодарю вас за честную игру, и нам осталось только предоставить  последнее слово жюри.

Жюри объявляет итоги. Идет награждение победителей.

скачать презентацию урока

Check Also

Электрондық оқулықтардың үлгілерін көшіріп алыңыз

Сілтемені көшіріп алып адрес жолына қойып Enter-ді басыңыз, ары қарай скачать. Ана тілі 1-сынып   …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.