«Использование Интернет-ресурсов при проведении уроков информатики» (доклад).

Ақтөбе обылысы Шалқар қаласы №5 орта мектептің информатика пәнінің мұғалімі  Бегімбетова Жансауле Құлтасқызына

Использование интернет-ресурсов переводит на качественно новый уровень подготовку и проведение уроков, открывает широкие возможности.

Одна из задач совершенствования образования состоит в том, чтобы вооружить учащихся знаниями и навыками использования современной техники.

Задача информатики как учебного предмета – дать учащимся основные базовые понятия современной науки, привить навыки работы на компьютере в качестве пользователя, научить способам индивидуального поиска информации и ее творческой переработки, а также грамотно работать с различными носителями информации.

В современных условиях наиболее актуальными стали не навыки программирования, а умение использовать информационные технологии в конкретном виде деятельности. Проникновение компьютеров во все сферы жизни общества убеждает в том, что культура общения с компьютером становится частью информационной культуры человека.

Компьютерные технологии и, прежде всего, Интернет, не просто еще одно техническое средство обучения, а качественно новая технология. Специфика технологий Интернет заключается в том, что они предоставляют громадные возможности выбора источников информации и главным преимуществом является возможность быстро найти нужную информацию. Использование такой технологии Интернет, как WWW или Всемирной паутины, состоящей из миллионов информационных сайтов, связанных гиперссылками, на уроках информатики предоставляет в целях обучения широчайшие возможности:

  • оперативную передачу на любые расстояния информации любого объема и вида;
  • доступ к различным источникам информации;
  • запрос информации по любому интересующему вопросу через поисковые системы.

При использовании информационных ресурсов Интернет в организации познавательной деятельности школьников на уроке и в ходе самостоятельной работы необходимо учитывать их возрастные особенности, уровень подготовленности и имеющиеся для этого условия. Кроме того, мотивация изучения материала идет более успешно, если перед обучаемыми ставятся конкретные и практически значимые задачи, к решению которых привлекаются разнообразные информационные технологии.

Использовать Интернет-ресурсы можно при проведении уроков-практикумов. Например, такой урок я провела в 11 классе по теме “Использование Интернет-ресурсов при работе с электронными таблицами”. Цель данного урока:

  • формирование навыков и умений информационно-поисковой и групповой деятельности;
  • расширение кругозора учащихся.

Задачи, решаемые на этом уроке:

  • научить представлять информацию в удобной для работы форме;
  • закрепить практические навыки работы в Интернете и с электронными таблицами;
  • рассмотреть рациональные способы поиска нужной информации.

На подготовительном этапе учащимся было предложено подготовить сообщения о поисковых системах Yandex, Google, Rambler, Aport.

На этапе актуализации знаний и умений повторяются основные приемы работы с электронными таблицами, правила ввода запроса для поиска информации в Интернете с использованием презентаций учащихся.

Затем проводится лабораторная работа по поиску информации об учебных заведениях в Интернете (так как это 11 класс), цель которой:

  • рассмотреть один из способов быстрого поиска нужной информации;
  • отработка умения находить информацию на заданную тему и представлять ее в удобной для работы форме с использованием электронной таблицы.

На этапе обобщения и анализа проделанной работы каждая группа представляет результаты своей работы. Затем идет постановка домашнего задания и подведение итогов урока.

Интеграция информатики с другими учебными предметами организационно облегчается тем, что при изучении раздела “Информационные технологии” есть возможность совместить изучение тем, таких как текстовые редакторы, создание презентаций, использование Интернет – технологий с темами других предметов и организовать интегрированные уроки. На таких уроках учащиеся совершенствуют навыки работы с информацией (сбор информации из разных источников, в том числе привлечение Интернет-ресурсов; отбор и структурирование материала, представление информации разными способами). Работа над дизайном воспитывает эстетический вкус, повышает общекультурный уровень учащихся, стимулирует творчество.

С точки организации самостоятельной работы на этих уроках учащийся имеет возможность работать в удобном для него темпе, а преподаватель выполняет функцию консультанта. Это позволяет больше внимания уделять индивидуальной работе, учитывая способность и уровень подготовки учащегося.

Такой интегрированный урок-практикум был проведен в 9 классе по теме: “Способы поиска и представления информации”. Цель этого урока:

  • отработка навыков различных способов представления информации с помощью офисных программ;
  • формирование навыков групповой деятельности.

Задачи, решаемые на данном уроке:

  • научить представлять информацию в удобной для работы форме;
  • закрепить практические навыки работы с офисными программами и в Интернете.

Для работы на уроке на подготовительном этапе учащимся было предложено подготовить материал для составления презентаций, кроссвордов, тестов по повторению курса алгебры -9.

Затем на этапе актуализации знаний и умений обобщаются способы поиска и представления информации, устанавливаются межпредметные связи между информатикой и математикой, повторяются основные приемы работы с офисными программами, правила ввода запроса для поиска информации в Интернете. Также определяются темы групповых занятий и формы представления информации.

На следующем этапе урока проводится лабораторная работа, цель которой:

  • отработка навыка работы с офисными программами;
  • развитие графической культуры.

Форма работы – групповая, а учитель оказывает индивидуальные консультации по работе с программой. Задания для лабораторной работы были выбраны с учетом тем повторения на уроках алгебры. Исторический материал по заданным темам необходимо было найти в Интернете.

В конце урока каждая группа представляет результаты своей работы. Заканчивается урок постановкой домашнего задания и подведением итогов урока.

Таким образом, компьютер позволяет активизировать учебный процесс, а главное осуществлять личностно-ориентированный подход в обучении учащихся.

Тема урока: «Способы поиска и представления информации» (Урок – практикум в 9 классе)

Цель урока:

v    Отработка навыков различных способов представления информации с помощью офисных программ;

v    Формирование навыков групповой деятельности.

Задачи:

v   научиться представлять информацию в удобной для работы форме;

v  закрепить практические навыки работы  с офисными программами  и в Интернете

Оборудование:

компьютеры с выходом в Интернет, мультимедийный проектор, локальная сеть.

Программное обеспечение:

Офисные программы (электронные презентации POWER POINT, текстовый редактор Word), карточки с заданиями для индивидуальной работы, план ответа для защиты работ.

План урока:

1. Подготовительный этап.

2. Организационный этап.

3. Актуализация знаний и умений.

4. Практическая работа с заданиями в офисных программах и в Интернете.

5. Обобщение и анализ проделанной работы

(представление своих работ)

6. Постановка домашнего задания.

7. Подведение итогов урока

Подготовительной этап:

учащимся было предложено подготовить к уроку материал для составления презентаций, кроссвордов, тестов по повторению курса алгебры -9.

Организационный этап.

Цель данного этапа: психологический настрой учащихся на деятельность

Актуализация знаний и умений.

v  Обобщение способов поиска и представления информации, установление межпредметных связей между информатикой и математикой, использование готовых работ.

Форма работы – выступление учителя с элементами диалога.

v  На этом же этапе повторяются основные приемы работы в текстовом редакторе и с презентациями, правила ввода запроса для поиска информации в Интернете.

Форма работы – беседа с элементами диалога.

Вопросы:

  • С помощью каких программ вы можете представить приготовленную по своей теме информацию?
  • В чем преимущество электронных презентаций перед текстовым редактором?
  • При оформлении информации какого вида  удобно использовать текстовый редактор?
  • Какими источниками информации вы пользовались при подготовке к уроку?
  • Как можно представить информацию, полученную из Интернета? Как правильно ввести запрос для поиска?

v  Определение тем групповых занятий и форм представления информации с обоснованием выбранной программы.

Лабораторная работа

«Представление информации по выбранной теме средствами офисных программ»

Цель:

–          Отработка навыка работы  с офисными программами;

–          Развитие графической культуры.

  1. Открыть необходимую офисную программу

Пуск / все программы / Microsoft office / PowerPoint или Word

При выполнении работы придерживайтесь требований к оформлению работ

(распечатки на рабочих столах)

  1. Подготовить защиту своих работ, используйте примерный план ответа (распечатки на рабочих столах)

Форма работы – групповая работа по 2-3 человека за компьютером,

учитель оказывает индивидуальные консультации по работе с программой.

Задания для лабораторной работы:

1. Квадратные неравенства

2. Линейные уравнения

3. Кроссворд по теме уравнения

4. Тест по алгебре (для проверки в классе)

5. Тест по алгебре (для индивидуальной работы)

6. Правила оформления решений уравнения

7. Исторический материал по теме уравнения (работа в сети Интернет)

3. работы  сохранить в  папке «УРОК» : рабочий стол / документы ученика / 9а / папка урок / название работы (например, тест, кроссворд, теория линейные уравнения и т.д.) для дальнейшей работы.

Обобщение и анализ проделанной работы:

1. Каждая группа представляет результаты своей работы по предложенному плану:

–          Тема работы группы?

–          Какую офисную программу использовали для представления информации и почему?

–          Что удалось сделать на уроке, что еще необходимо доработать?

2. оценка выполненной работы с технической точки зрения учителем и учащимися.

Постановка домашнего задания.

Важное значение имеет наглядное представление полученной информации, а  также грамотность изложенного материала, поэтому более детально содержание ваших работ рассмотрим с учителем математики и проведем индивидуальные консультации по работе.

д/з:  закончить свою работу и до следующего урока представить учителю для проверки.

Подведение итогов урока.

Мы рассмотрели возможности использования офисных программ для представления информации, определили рациональность использования программы в зависимости от содержания и назначения материала, а также некоторые требования к оформлению работ.

За техническое представление материала оценки за урок:

Надеюсь, что следующие ваши работы будут оформлены более качественно.

Лабораторная работа

«Представление информации средствами офисных программ»

  1. Открыть необходимую офисную программу:

Пуск / все программы / Microsoft office / PowerPoint или Word

При выполнении работы придерживайтесь требований к оформлению работ:

  • придерживайтесь единого стиля оформления
  • используйте 2-3 цвета в тексте или на одном слайде
  • рисунки должны соответствовать теме
  • не перегружайте слайд разными видами анимации
  • в текстовом документе используйте размер шрифта 14-16 для основного текста
  1. Подготовить защиту своих работ, используя примерный план ответа

–          Тема работы группы;

–          Какую офисную программу использовали для представления информации и почему;

–          Что удалось сделать на уроке, что еще необходимо доработать;

–          С какими трудностями столкнулись при работе.

3. Работы  сохранить в  папке «УРОК» : рабочий стол / документы ученика / 9а / папка урок / название работы (например, тест, кроссворд, теория линейные уравнения и т.д.) для дальнейшей работы.

Тема: «Использование интеренет-ресурсов при работе с электронными таблицами.

(Урок – практикум в 11 классе)

Цель урока:

v   формирование навыков и умений информационно-поисковой

деятельности, групповой деятельности;

v    расширение кругозора учащихся.

Задачи:

v   научиться представлять информацию в удобной для работы форме;

v   закрепить практические навыки работы в Интернете и с электронными

таблицами;

v   рассмотреть рациональные  способы поиска нужной информации.

Оборудование:

компьютеры с выходом в Интернет, мультимедийный проектор.

Программное обеспечение:

слайдовые презентации (среда POWER POINT), электронные таблицы Excel, карточки с заданиями для индивидуальной работы.

План урока:

1. Подготовительный этап.

2. Организационный этап.

3. Актуализация знаний и умений.

4. Работа в Интернете (лабораторная работа)

5. Обобщение и анализ проделанной работы

(представление своих работ)

6. Постановка домашнего задания.

7. Подведение итогов урока

Подготовительной этап:

Учащимся было предложено подготовить сообщения о поисковых системах Yandex, Google, Rambler, Aport.

Организационный этап.

Цель данного этапа: психологический настрой учащихся на деятельность

Актуализация знаний и умений.

v    На данном этапе повторяются основные приемы работы с электронными таблицами, правила ввода запроса для поиска информации в Интернете.

Форма работы – беседа с элементами диалога.

Вопросы:

  • Информацию какого вида можно найти  в Интернете?
  • Как правильно ввести запрос для поиска?
  • В чем отличие при вводе запроса в кавычках и без ковычек?
  • Почему не всегда удается получить нужную информацию?
  • Какие проблемы при поиске нужной информации возникли у вас на прошлом уроке? Почему?

v   Сообщения – презентации учащихся о поисковых системах, используемых в Интернете.

Лабораторная работа

«Поиск информации об учебных заведениях в Интернете»

Цель:

–          Рассмотреть один из способов быстрого поиска нужной информации;

–          Найти нужную информацию об учебном заведении и представить ее в удобной для работы форме.

  1. Зайдите на поисковую систему Yandex.

Вопрос: Как можно быстро из данного окна выйти на сайты учебных

заведений?

–          Ввести точное название учебного заведения;

–          Рассмотрим еще один из способов быстрого поиска информации, если нет точного адреса:

из данного окна поисковой системы Яндекс можно сразу выйти на раздел «учеба» и определить регион для поиска информации: учеба / высшее образование / Россия / регион Урал / Екатеринбург / высшее образование (гуманитарные, технические, университет) / выбрать сайт нужного учебного заведения / информация для абитуриентов

2. Найдите сайт нужного вам учебного заведения. Запишите в тетрадь его адрес.

Найдите материал, который поможет ответить вам на поставленные вопросы.

Найдите и сохраните или перенесите сразу нужную вам информацию в электронную таблицу (задания на карточках)

Задания для лабораторной работы:

(распечатаны для каждой группы)

Выбрать способ поиска информации и выполнить задание (на выбор ):

Задания:

1. Университеты: Государственный университет им.К Жубанова – стоимость семестра

2. Университеты: Государственный университет им.Аль-Фара-би – конкурс и проходной балл

3. Технические: Каз НТУ

4. Гуманитарные: юридическая академия – стоимость подготовительных курсов

5. Гуманитарные: академия управления и предпринимательства (европейско-азиатский институт  управления и предпринимательства) – стоимость обучения

Яндекс / учеба / Казахстан / Актобе / другие города региона

6. Нижнетагильская педагогическая академия

Яндекс / учеба / Казахстан / Алма-Ата

7. Стоимость обучения в любом высшем учебном заведении

Полученные результаты оформить  в электронной таблице, сохранить в своей папке под именем «вуз» для дальнейшей работы.

Обобщение и анализ проделанной работы:

Каждая группа представляет результаты своей работы:

–          Информацию какого плана и о каком учебном заведении нужно было найти?

–          Какой способ поиска информации использовали?

–          Какую информацию смогли найти?

–          Как представили найденную информацию?

–          Какие выводы можно сделать по вашей информации?

–          Насколько актуальна эта информация для вас?

Постановка домашнего задания.

Важное значение имеет наглядное представление полученной информации.

д/з:  повторить правила работы с диаграммами в текстовом редакторе Word.

Подведение итогов урока.

Check Also

Аудандық олимпиада. ІІ-тур. 2016-2017 оқу жылы.

D есебі 5 бүтін сандар берілген. Осы сандардың арасынан төртеуін таңдағандағы қосындының ең үлкен жəне …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.