5-класс. Тема: Корень слова

Дарина Б.К., учитель русского языка и литературы Пригородная средняя  школа г. Актобе

Урок русского языка для 5-класса с казахским языком обучения

Цели:
Обучающая – дать понятие о корне слова как о морфеме. Формировать умение находить корень через подбор однокоренных слов и разбор однокоренных слов и разбор лексического значения.
Развивающая – Развивать умения анализировать, сравнивать в процессе тренировочных упражнений.
Воспитательная –Привить интерес к предмету через проведение урока-путешествия.
Форма урока: урок-путешествие.
Тип урока: Объяснение нового материала.
                                                               Ход урока:

1.   Организационный момент.  Лексическая разминка

    А) Ответить односложными словами «Да»-«Нет». Если толкование неверное, предлагают свое.
– Богатырь – это богатый человек? (нет)
– Кассир – это человек, который работает в кассе? (да)
– Проигрыватель – это спортсмен, который постоянно проигрывает?

   Б) Необходимо определить слово по его лексическому значению.
– Слова, которые одинаково звучат и пишутся, но совершенно разные по значению, – это     омонимы.
– Разные слова, которые обозначают одно и тоже, – это синонимы.
– Слова с противоположным лексическим значением – антонимы.

   В) Подбери синонимы
Собака (пес)
Печаль (грусть)
Дорога (путь)
Автомобиль (машина)

   Г) Игра «Бумеранг». Подобрать антонимы.
Задача учащихся – быстро «извлечь»  из памяти нужные слова и «возвратить» учителю.
Разлука (встреча), радость (грусть), тишина (шум), труд (лень), богатый (бедный).

Итак, мы с вами повторили предыдущий материал по теме «Лексика», а сейчас мы перейдем к изучению новой темы.

2.Актуализация знаний.
– А сейчас, ребята, мы отправимся в путешествие по стране «Морфемика».

(слайд 1)
Во время нашего путешествия мы будем собирать «секреты», которые помогут лучше разобратьсяв теме урока и правильно выполнить задания на уроке. Вы должны быть дружными, активными, внимательными. Только таким ребятам страна «Морфемика» открывает свои секреты!

– Продолжи предложения:

  • Что изучает наука Морфемика? (Морфемика – это наука, которая изучает морфемы)
  • Что называют морфемой? (Морфема – это значимая часть слова)
  • Какие морфемы вы знаете? (Я знаю морфемы: приставка, корень, суффикс, окончание) (слайд 2).

– Молодцы, страна Морфемика открывает перед вами двери. Кто здесь живет?
– Уберите повторяющиеся буквы в словах и вы узнаете к кому мы отправимся в гости

С К С О С Р С Е С Н С Ь С         И С И Л И О И В И А И

– Верно, мы отправимся к корню слова, чтобы узнать все его секреты и научиться правильно находить корень. Запишите в тетради число и тему урока.

3. Изучение новой темы.

1)  Раскрываем  первый секрет – нужно выполнить задание, которое составил нам корень. (слайд 3).
– ушек
Хлеб – ?    – ниц-а
Тренировка    
Холод-  ?          -ный
– ильник
– ить
Бел-  ?        -енький
-ить
– Посмотрите  внимательно, какие морфемы вы видите?
– Какая морфема потерялась?
– Можно ли без корня понять значение слова?

Задание: запишите и выделите главную значимую часть слова.

Вывод:Корень слова – главная значимая часть слова.

2) Для раскрытия второго секрета нам нужно опять выполнить задание корня

(слайд 4).
 
– Что общего у всех слов?
– Как называются слова каждого дерева? (однокоренные)
– В какой морфеме заключено общее лексическое значение?
– Назови эту морфему.
– А теперь присмотритесь внимательно. Все ли слова с этого дерева? Все ли слова являются однокоренными?

Задание: найти слова с другим лексическим значением. Придумать два предложения со словами провод и вода.
Вывод: В корне заключено общее лексическое значение однокоренных слов.

Тренировка (слайд 5): Найди лишнее слово по значению ( у ребят на парте лист со словами. Учащиеся работают в парах. Задание: взять лист, найти лишнее слово, объяснить значение).
1 вариант – лес, лестница, лесник
2 вариант– гора, горный, гореть

Проверка:  – Молодцы! Ребята, мы с вами положили в рюкзак знаний два секрета.
3)  Раскрываем третий секрет (слайд 6)
Для того чтобы раскрыть секрет, нужно выполнить задания Корня.
– Как найти корень в слове?
– В каком столбике записаны слова, помогающие найти корень?
– Как они называются? Назовем остальные слова.

Задание: найдите корень слова.
смелому                                  смелость                                   смельчак
смелого                                   осмелеть                                   смельчаки
смелых                                     смельчаки                                смельчакам

Вывод (третий секрет): Чтобы найти корень, нужно правильно подобрать однокоренные слова.
Тренировка (слайд 7)
Продолжи ряд однокоренных слов, чтобы правильно выделить корень. Учащиеся выполняют задание на выбор:
1 вариант                                         2 вариант
Грязный                                           темный
Грязненький                                     темнота
Грязнуля                                          потемнеть
Грязевый                                            темень

Проверка: Молодцы! Ребята, мы с вами положили в наш рюкзак знаний третий секрет!
4) Раскрываем четвертый секрет (слайд 8)
Для того чтобы раскрыть секрет, нужно выполнить задание корня.
Заполни таблицу, подбери однокоренные слова.
– Какой частью речи могут быть однокоренные слова?

сад груз вар
Существительное садик грузчик отвар сварка
Прилагательное садовый грузовой отварной вареный
Глагол садить грузить сварить

Проверка (по цепочке)

Вывод: Однокоренные слова могут быть одной частью речи, а могут относиться к разным частям речи.

Итак, мы положили в рюкзак знаний четвертый секрет.

  1. 5.      Закрепление.

Вот мы и добрались до дома Корня. Что мы принесли в своем рюкзаке? (секреты Корня).

Корень решил проверить, хорошо ли вы запомнили все его секреты.

Выполнение теоретического и практического заданий:
1)      Выбрать верное утверждение;
2)      Практика – выбрать буквув слове, подобрать проверочное слово.
Секреты Корня:
1)      Теория:
Выберите верный ответ теста:

1.        Корень – это
А)    главная   значимая  часть слова
Б)    часть речи
В)    часть предложения

2.        В корне заключено
А)    значение одного слова
Б)    значение предметности
В)    общее  лексическое  значение однокоренных слов.

3.        Чтобы найти корень, нужно
А)     изменить слово
Б)      подобрать  однокоренные  слова
В)     объяснить значение слова.

4.         Однокоренные слова
А)     могут быть только одной  частью речи
Б)      могут быть только разных частей речи
В)     могут быть одной частью речи, а могут относится к разным частям  речи.

2)      Практика:
Задание:  Какие из двух предлагаемых написаний вы выберете в следующих предложениях? Почему?
Запишите проверочные слова.

  1. Ветер   разви/евает   праздничные   флаги.  (_______________)
  2. .Яков   настойчиво   разви/евает   силу. (______________)
  3. .Я   да/ою   сигнал. (____________)
  4.  Я   да/ою   корову.  (____________)

Проверка (слайд 9, 10)
6. Подведение итога. Рефлексия.(слайд 11).

– А сейчас вы сами оцените работу (учащиеся поднимают карточку с выбранным цветом). Мнения учащихся заслушиваются.
– Выставление оценок.

(слайд 12).

  1. 1.      Домашнее задание. № 541 на стр 117. 

Check Also

Электрондық оқулықтардың үлгілерін көшіріп алыңыз

Сілтемені көшіріп алып адрес жолына қойып Enter-ді басыңыз, ары қарай скачать. Ана тілі 1-сынып   …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.