Тема: Чехов-мастер коротких рассказов

Дарина Б.К., учитель русского языка и литературы Пригородная средняя  школа г. Актобе

Внеклассное мероприятие, посвященное творчеству А.П.Чехова

Цель: расширить представление учащихся о личности писателя; показать современность и актуальность его произведений в наше непростое время.
Задачи:
• формировать интерес к произведениям А.П.Чехова, особенностям его драматургии;
• воспитывать , на основе знакомства с жизненными принципами  писателя и его творчеством, в учащихся порядочность, интеллигентность, серьезную жизненную позицию;
• развивать их эмоциональную восприимчивость, творческие способности, эстетический вкус.

Оформление сцены:
На экране- портрет А.П.Чехова и запись эпиграфа:

Правда и красота… всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще наземле.

А.П.Чехов

Вступительное слово.

І . Дорогие ребята! Перед вами книга рассказов и повестей Антона Павловича Чехова. Замечательный писатель, он был еще и очень интересным человеком, прожил хотя и короткую, но насыщенную и не совсем обыкновенную жизнь. Поэтому, прежде чем мы с вами будем говорить о чеховских темах, нам хочется немного рассказать вам об их авторе.

ІІ.Антон Павлович Чехов родился в 1860 году, в Таганроге, небольшом южном городе на берегу Азовского моря. Детство у писателя было трудным. Его отец, Павел Егорович, был мелким купцом и держал в городе лавку. В этой-то лавке по приказанию отца Антоша и должен был проводить целые часы- обслуживать покупателей. Антоша «не имел возможности ни побегать, ни порезвиться, ни пошалить».

І.Но вот что удивительно: несмотря на трудную и нерадостную жизнь, Антоша оставался человеком веселым и жизнерадостным, всегда готовым на остроумную шалость, розыгрыш, шутку. Нужна была большая сила характера, чтобы на всю жизнь сохранить себя эти качества, не озлобиться на весь мир, не потерять бодрости, надежды, чувства юмора.

ІІ.В девятнадцать лет Чехов переехал из Таганрога в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета. Вскоре в печати появились и первые произведения Чехова.

І.В эти годы жизнь писателя складывалась нелегко. К тому времени отец Чехова разорился, и двадцатилетний Чехов стал фактически кормильцем большой семьи. Ему приходилось обеспечивать родителей, платить за учебу в университете, платить за  обучение младших. На все нужны были деньги , и Чехов зарабатывал их своими маленькими рассказами, давал уроки… А ведь надо было еще готовиться к занятиям, сдавать зачеты и экзамены…Чехов всегда относился к любому делу, за которое брался, серьезно и ответственно: он работал ночами, во многом себе отказывал, но успешно закончил университет и стал хорошим врачом.

ІІ. Будучи уже довольно известным писателем, он не оставлял и медицину. Больные к Чехову шли, зная что он никому не откажет, хотя Чехов не был практикующим врачом, он был прежде всего писателем.

І.  Когда Чехову исполнилось тридцать лет, он, неожиданно для родных и знакомых, отправился в далекое путешествие на остров Сахалин. В то время Сахалин был, пожалуй, самым страшным местом во всей России: на острове была каторга, там же селились бывшие каторжане, которым запрещалось возвращаться на материк. Чехов же чувствовал личную нравственную ответственность за людей, которые живут, мучаются и умирают на далеком Сахалине.

ІІ. Поездка на Сахалин очень много дала Чехову-писателю. Он говорил, что теперь в его творчестве «все просахалинено».  Прежде всего это сказывалось в новом, более серьезном взгляде на жизнь, в более остром и мудром понимании ее вопросов. После Сахалина Чехов напишет такие слова «Работать надо…Главное – надо быть справедливым, а все остальное приложится».

І.  О Чехове можно рассказывать еще долго и много, но думаем, что вы уже и так поняли и почувствовали главное. Мужественный и до конца честный, удивительно скромный и мягкий в обращении с людьми, умный, веселый и добрый – таким человеком был Антон Павлович Чехов в жизни. Таким он предстает перед нами в своих повестях и рассказах.

ІІ. Сегодня мы будем говорить о чеховских темах: об оскудении души, о душевности без духовности, о духовной драме старого человека, о пробуждении совести, о надежде в новую жизнь.

Выступление библиотекаря школы.

І.Чехов, прославивший русскую литературу, вырос из коротких штанишек юмористических журналов 1880-х годов. Репортерская наблюдательность позволила Чехову стать автором коротких рассказов-сценок.

Инсценирование учащимися рассказов А.П.Чехова:

1. «Толстый и тонкий»
2. «Хамелеон»
3. «Лошадиная фамилия»
4. «Смерть чиновника»

Подведение итога мероприятия, посвященного творчеству А.П.Чехова
І. «Страшная сила его таланта именно в том, что он  никогда ничего не выдумывает его от себя», – так писал А.М.Горький.
ІІ. Жизнь Антона Павловича Чехова до обидного несправедливо коротка: всего сорок четыре года.

      Слово  учителя:   К Антону Павловичу, так же как к Пушкину, больше всего относятся слова Тютчева:
«Его, как первую любовь,
России сердце не забудет…»

Check Also

Электрондық оқулықтардың үлгілерін көшіріп алыңыз

Сілтемені көшіріп алып адрес жолына қойып Enter-ді басыңыз, ары қарай скачать. Ана тілі 1-сынып   …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.