Тема: Однородные члены предложения

Урок русского языка для 5-класса с казахским языком обучения Салихова А.К, учитель русского языка и литературы Пригородная средняя школа г. Актобе

Цели: познакомить с однородными членами предложения, развивать речь, воспитывать бережное отношение к природе.
Тип урока: объяснение нового материала
Форма урока: нестандартная, урок-путешествие
Оборудование: карта,  картины, карточки, слайды, интерактивная доска аудио-запись.

Ход урока

1. Орг.момент : Сегодня мы  отправимся в отдел грамматики изучающий предложения.
Путешественники, которые странствовали, всегда старались запомнить всё, что видели и слышали. Мы с вами уже много раз были у берегов синтаксиса.

2. Актуализация знаний.
Давайте постараемся вспомнить всё, что мы видели и слышали. Я предлагаю задавать друг другу вопросы.

3. Выявление причин затруднения и постановка цели.
А можно я вам задам вопрос:
Какие члены предложения называются однородными?(Метод”Дать определение”)
Вслушайтесь в это слово…
У кого какие возникли представления? Что это может быть?

(Метод “Ассоциация”)

А теперь, чтоб нам выяснить верны ли наши предположения я предлагаю отправиться в грамматический сад.

4. Постановка проекта выхода из затруднения. (Метод”Рассказ по опорным словам”)

В саду пока ещё ничего нет. Сейчас мы с вами будем создавать наш сад.Возьмите карандаш и нарисуйте ствол дерева в 5 линеечек – это яблоня.Посмотрите, как  вы будете мне помогать(Учитель прикрепляет к доске   яблоки- работа на интерактивной доске).Какие по цвету яблоки на яблоне?Поскольку мы в грамматическом саду давайте цвет запишем словами.Я предлагаю составить из данных слов предложение про это дерево.

На яблоне росли красные и жёлтые яблоки.
Давайте разберём его по членам предложения.(Метод ” Взаимоопрос”)
Что необычного можно увидеть в этом предложении?
Мы сделали маленький шажок, что бы ответить на мой вопрос.
-Но может это только одно предложение, в котором особые отношения между словами?
Я увеличиваю наш сад. Это слива.

-Попробуйте составить предложение про виды деревьев, которые росли в саду по этой схеме. Чтобы  правильно записать, можно воспользоваться словами из первого предложения.

-А сейчас я вам задам почти лёгкий вопрос: Нет ли здесь таких особенных слов, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову?   А может быть это и есть те самые однородные члены предложения, которые мы ищем?

-Давайте проверим это. (Правило в учебнике).
Постарайтесь повторить его без учебника.
Мы правильно сделали предположение?
А о чём мы с вами не говорили?
5. Включение в систему знаний.
Пока мы с вами читали правило, что – то новое произошло в нашем саду.
-Самостоятельно запишите это предложение и укажите однородные члены      предложения.
-Вы отлично справились с таким сложным заданием. я за вас рада!

-А сейчас задание будет ещё интереснее.
Его вы будете выполнять самостоятельно .(карточки -метод “Синквейн”)
Выпишите предложения с однородными членами.

  • Утренняя заря румянит окрестности.
  • Соловей засвистел на тысячу ладов.
  • Tихо всплывает багровое солнце.
  • Прозрачные капли росы засверкали, заискрились и заиграли на солнце.

Взаимопроверка: прочитайте и докажите свою точку зрения.

6.Рефлексия

Примите удобное положение, расслабьтесь. (Звучит музыка).

Мы с вами в саду. Над головой летают птицы, жужжат пчёлы, летают стрекозы. Мы медленно проходим мимо раскидистой яблони, старой груши, высокой сливы. Вот вишня, а за ней низкие кусты. Эти кусты покрыты ягодами.  Вы подходите ближе, наклоняетесь и вдыхаете изумительный запах смородины. Вдохните глубже. Вы ощущаете сладкий и одновременно терпкий запах. Возьмите в руку веточку и рассмотрите её. Вот ягоды крупные, вот помельче, а вот совсем мелкие. Одни уже созрели они тёмно красные, почти чёрные, другие розовые, а третьи только начинают краснеть. Между ягодами зелёные отростки, маленькие листочки.

Однородные члены предложения похожи на эти прекрасные ягоды смородины, притом, что ягоды разные, они похожи друг на друга, идут друг за другом по одной веточке, все предназначены для одного – радовать нас видом и вкусом, а зелёные листочки между ними похожи на паузы и знаки препинания между однородными членами предложения. Наша прогулка по саду закончилась.

-Поделитесь своими впечатлениями. Что вы узнали об однородных членах предложения?(Метод Схема”Знал, Хочу знать, Узнал”)
Я очень рада за вас и желаю вам удачи в ваших открытиях!

7. Самокомментирование оценок и полученных знаний.

8.Домашнее задание: выучить стихотворение с однородными членами предложения (упражнение №  521 стр. 107)

Check Also

Электрондық оқулықтардың үлгілерін көшіріп алыңыз

Сілтемені көшіріп алып адрес жолына қойып Enter-ді басыңыз, ары қарай скачать. Ана тілі 1-сынып   …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.