Тема:Местоимение. 10-класс.

Урок русского языка для 5-класса с казахским языком обучения Салихова А.К, учитель русского языка и литературы Пригородная средняя школа г. Актобе

Цели:повторить и систематизировать полученные знания о местоимении; формировать умение правильно пользоваться местоимениями в устной и письменной речи; воспитывать активное и сознательное отношение к изучению русского языка;

Оборудование: плакат с морфологическим разбором местомений,карточки с названиями местоимений, плакат с числом местоимений, аудио- запись песни “Я, ты, он, она”,карточки с притчами , План урока.

Эпиграф урока:” ...Человек есть солнце и его чувства – его планеты” К.Бальмонт

I .Орг. момент.  Побуждение ( 10-15 минут)

Мотивационное:встать друг против друга лицом и задать вопросы о местоимении

(Опрос домашнего задания “повторение местоимении”);

Информационное: рассказать о том, что узнали;

Коммуникативное:1. сделать вывод: как сказать одним словом;

2.Фейерверк (аплодисменты себе);

3. разделиться на группы: 1,2,3,4.

Учебная информация

II.  Осмысление  темы : Местоимение. ( 20-25 минут)

1. Тема сегодняшнего урока”Местоимение”.

-запись в тетрадях даты дня;

Стратегия 1: ” Дать определение ” и назвать разряды  Местоимений.

( пользуясь $ 26 на стр115 , “Шын”.Тест № 12);

2.Звучит  песня ” Я, Ты, Он, Она…”; (чтобы определить местоимения);

3.Демонстрация таблицы ” Морфологический разбор Местоимения”,(учебник о- страница).

4.Стратегия 2 ” Фокусирующие вопросы”  Целевое задание:  Объяснить морфологические признаки местоимений на примере притч(1,2,3,4) 1-й читает;

2-й называет местомения; 3-й делает морф.разбор местомений,4-й склоняет на доске  местоимение. Обучающиеся записывают в тетрадях  склонение местоимений.

5.Систематизация знаний:  Разряд, Лицо, Число, Падеж, Род, Синтаксическая роль местоимений.

Прочитайте  Эпиграф урока:” ...Человек есть солнце и его чувства – его планеты” К.Бальмонт

(Межпредметная связь)

Решите задачу:

1.Каким образом   передаются к внешней среде внутренние  чувства  человека  ?

(ответ: в человеке источник  жизни сердце(душа), от сердца-добрые, не от сердца-плохие.

2. Каким  образом в утюге осуществляется теплопередача  от внутренней горячей части  к внешней поверхности? (ответ: в электрическом утюге источник тепла нагреватель(спираль),имеющий тепловой контакт с подошвой (основанием), которая осуществляет глажение)

III. Рефлексия

1.Интерризационные:Стратегия 3 “Схема ЗХУ”

Знаю Хочу знать Узнал

2.Оценочные : Критериальные .

Критерии оценок
доступность 1 балл Соответствие уровню 3 балла

 

содержательность 4 балла
формулировка 2 балла

-Самокомментарии  критериальных оценок .Выставление оценок в журнал и в дневники.

3. Домашнее задание: Упражнение № 166 на странице 116.

(Выполнить по образцу классного упражнения).

-Урок окончен.До свидания! Спасибо за урок.

Разряды местоимений

Разряд

Местоимения

Личные

я, ты, он, она, оно; мы, вы, они

Возвратные

себя

Вопросительные

кто? что? какой? чей? где? куда? и др.

Относительные

кто, что, какой, чей, где, куда, когда и др.

Неопределенные

некто, некий, кто-то, кто-либо, кто-нибудь, чей-нибудь, кое-что и др.

Притяжательные

мой, твой, наш, ваш, свой, чей?

Отрицательные

никто, ничто, некого, ничего, никакой, ничей, нисколько и др.

Определительные

сам, весь, всякий, каждый, иной, другой, любой; всюду, всегда, везде

Указательные

таков, этот, такой, столько, тут, туда, тогда, поэтому, отсюда, здесь

 

 

 

 

Правописание местоимений

1. Неопределенные местоимения

Слитно

Через дефис

Некто, нечто, некоторый, несколько, некий

Что-то, кто-либо, где-нибудь, кое-кто

2. Отрицательные местоимения

Ни- (безударная)

Не- (под ударением)

Никто, никого, ничем, никакой

Некого, нечего, некому

Если между местоимением и приставкой не-/ни- появляется предлог, пишется в три слова:

Не к кому, ни .у кого

Особенности правописания и употребления местоимений

Если частица отделяется от местоимения предлогом, то пишется в три слова:

Кое_о_чём, кое_у_кого, кое_к_кому

Местоимение себя не имеет формы И. п, рода и числа

Местоимения некто, нечто не изменяются по падежам

В косвенных падежах к личному местоимению3 л. после предлога прибавляется н: видел его – был у него; подарил ей – вспомнил о ней; простил их – посмотрел на них

Запомни!     не_кто иной, как; не_что иное, как; никто иной; ничто иное

Морфологический разбор местоимения

План Пример
I.    Часть речи. Общее значение.

II.   Морфологические признаки.

1.              Начальная форма (И. п., ед. ч.).

2.              Постоянные признаки:

–                    разряд;

–                    лицо (у личных местоимений).

3.              Непостоянные признаки:

–                    падеж;

–                    число (если есть);

–                    род (если есть)

///. Синтаксическая роль.

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой.

Всей – мест.

I.              По  Руси (какой?) всей.
Н. ф. – весь.

II.            Пост. – определит.;
непост. – в Д. п.

III.             По Руси (какой?) всей.

Check Also

Электрондық оқулықтардың үлгілерін көшіріп алыңыз

Сілтемені көшіріп алып адрес жолына қойып Enter-ді басыңыз, ары қарай скачать. Ана тілі 1-сынып   …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.