9-класс. Сложноподчиненные предложения с придаточными условными.

Средняя общеобразовательная школа №40 г. Актобе учитель русского языка и литературы Казиева Гульзира Хабибулловна.

Цели:
1.Общеобразовательная: выделить отличительные признаки сложных предложений с придаточными условными; тренировать учащихся узнавать предложения с придаточными условными; предупредить ошибки в построении данного типа предложений; тренировать в постановке знаков препинания в предложениях с придаточными условными.
2.Развивающая: учить выделять главное, существенное в изучаемом материале, развивать познавательные интересы.
3.Воспитыающая: содействовать в формировании мировоззренческих понятий, воспитывать гуманизм, патриотизм, этические нормы поведения

Тип урока: комбинированный
Оборудование: таблица, учебное пособие, интерактивная доска, индивидуальные карточки, карта успеха (оценка ЗУН) , aktivote , aktivote пулть
I.                 Оргмомент.

1.Наблюдение. ( см  Приложение)

Учитель: Что вы видите? (ученики называют то, что видят)
Знаете ли вы сколько в русском языке пунктационных знаков? Перечислите их. ( 9 знаков      .      ,     ;     :    –    !     ?     …     «»   )

Задача нашего урока

Видеть, знать, правильно употреблять знаки препинания в сложных предложениях

  1. II.               Актуализация знаний.

2.Словарная работа.

Учитель: Мы познакомились с новыми словами и их лексическими значениями. Откройте карточку №1. Перед вами слова, ваша задача: вставить пропущенные буквы, вспомнить лексическое значение слов

(Самопроверка карточек по словарю. Учитель помогает подводить итоги, выставлять оценки)

3.Терминологический диктант. ( см  Приложение)

  1. III.           Изучение нового материала.

1.Анализ предложений (устно)

Прочитайте предложения и рассмотрите схемы. Чем отличаются по строению? В каком предложении значение условия выражено отчетливее?

2. Если не знаешь горького, не узнаешь и сладкого

(Если…),  / [         ]

3. Не зная горького, не узнаешь и сладкого

[ – . – . –     – – – ,   =   – – – ]

Учитель: тема урока: Сложноподчиненные предложения с придаточными условными. Группа по значению- обстоятельственные

Условными – условие (шарт) действие происходит при каком–нибудь условии

3. Самостоятельная работа

На доске таблица «Отличие союзов от союзных слов»

«Виды союзов и союзных слов»   (трое учащихся работают у доски)

Вывод:            придаточные условные

 

1-    обозначают действие при определенном условии

2-    отвечают на вопрос: при каком условии?

3-    поясняют  все главное предложение

4-    для связи с главным предложением в составе сложного служат подчинительные союзы:  если,   если бы,   когда (в значении «если»),    раз

5-    от главного отделяются  (выделяются) запятыми

  1. IV.           Опрос домашнего задания
  2. мини-презентация «Виды союзов» (Булекова Н., Абдрешева Л.)

«Отличительные особенности союзных слов и союзов» (Абдыгани З., Салават Г.)

  1. чтение с соблюдением требуемой интонации СПП, подобранных дома; обсуждение схем, составленных на данные предложения (указание границ предложений, союзов)
  2. 3.     чтение текста по ролям «Чистый родник» (стр63) Кого мы встречаем у родника? Кто из них прав? С кем бы вы согласились?
    1. V.               Закрепление изученного

1. Синтаксический разбор предложения ( см  Приложение)

 (у доски 1 ученик, остальные индивидуально второе предложение )

2Конструирование предложения по заданной теме( см  Приложение) 3.Графический диктант ( см  Приложение)

4. Тесты    ( см  Приложение)

                                                         VI. Итоги урока

Оценивание

  1. VI.           Инструктаж домашнего задания.

Параграф 9,10 упр.№94 стр.62 (+р-р №4  СПП с придаточными условными)

ПРИЛОЖЕНИЕ

к уроку «Сложноподчиненное предложение с придаточными условными»

Карта успеха

(табель самооценки учащихся )

Виды работ Оценка
1.   Словарная работа
2.    Теоретический материал
3.    Синтаксический разбор
4.     Конструирование предложений
5.     Графический диктант
6.     Тест
7.     Домашнее задание

Материал для наблюдения

А, б, в, г

Б-П

1, 2, 3, 4

Карточка для словарной работы

М..рово…..рение                   Ко…ентарий                            …риентир

Гума….ый                                 П…пулярный                          Тр…диц…я

Де…тельный                          Пр…гре….сивный                  Иниц..атива

(на доске вариант для проверки)

                                    Терминологический диктант.

-Как называется предложения, которое состоит из двух или нескольких простых предложений? (сложное)

-Предложение, в котором одно из простых предложений по смыслу подчинено другому называется…(СПП)

-Независимое предложение в составе СПП называется…(главное)

-Зависимое предложение, подчиненное главному по смыслу и грамматически, называется……(придаточное)

Анализ предложений (устно)

Прочитайте предложения и рассмотрите схемы. Чем отличаются по строению? В каком предложении значение условия выражено отчетливее?

1. Если не знаешь горького, не узнаешь и сладкого

(Если…),  / [         ]

2. Не зная горького, не узнаешь и сладкого

[ – . – . –     – – – ,   =   – – – ]

Самостоятельная работа

Запишите предложения, составьте схему, объясните постановку знаков препинания. К придаточным предложениям поставьте вопросы: при каком условии? Придаточное предложение поясняет слово или все главное предложение?  Выясните, союзами или союзными словами  связываются  они с главным предложением. (Логическое ударение, член предложения,  вопрос, замена, отмена). Сформулируйте вывод, какие придаточные называют условными

На доске таблица «Отличие союзов от союзных слов»

1.Любое живое дело можно загубить, если делать его равнодушными руками.                                                             

                                     [         ],  /  (если…)

2. Когда труд-удовольствие, жизнь хороша

(Когда…),  / [         ]

3. Раз вы согласились, так уж нельзя вам отказываться

(Раз…),  / [         ]

(трое учащихся работают у доски)

Вывод:

в   СПП   придаточное предложение

-относится…

-связывается…

-называет…

-отвечает…

-выделяется (отделяются)…

Синтаксический разбор

1.Если человек не будет лениться, останавливаться в пути, работать днем и ночью, то  будет великим и достигнет цели.

2.Если делаешь добро, не жди вознаграждения

Конструирование предложения по заданной теме

Закончить начатое предложение, вырази одним предложением пожелание, напутствие, совет потомкам-будущим 9-классникам (родители, учеба и пр.) Возможно использование текста «Чистый родник»                                               Если бы ты меня слышал, …

                                                                                 Если ты меня слышишь,…   

Графический диктант

 Задание 1: составить схему данного предложения В душе будет все, раз держишь ты ее открытой для всех. [         ],  /  (°…)

Задание 2. воспроизвести все схемы СПП, указав  место придаточного)                                  

  а)  [         ],  /  (°…)           б)  (°…),  / [          ]       в) [        , (°…) ,      ]

Тесты

1. СПП-это предложения, в которых

а) нет союзов и союзных слов

в) простые предложения, связанные сочинительной связью

с) одно из предложений подчиняется другому

2. Придаточное условное предложение поясняет в главном

а) одно слово

в)  сочетание слов

с)  все главное предложение

3. В CПП союзные слова (союзы) входят в состав

а) главного предложения

в) придаточного предложения

с) не входят в состав предложений

4.Придаточное условное указывает на

а)  цель

в) место

с) условие

5.Союзы

а) не являются членами предложения

в) отвечают на какие-либо вопросы                с) на них падает логическое ударение

                                                             

Материал для интерактивной доски

Наблюдение.

А, б, в, г

Б-П

1, 2, 3, 4

Словарная работа (правильный вариант)

Мировоззрение                 Популярный                          Гуманный                   Ориентир

Традиция             Деятельный              Комментарий       Прогрессивный                  Инициатива

Терминологический диктант (ответы)

1.Сложное предложение

2.Сложноподчиненное предложение

3.Главное предложение

4.Придаточное предложение

Анализ предложений.(устно)

Прочитайте предложения (соблюдая интонацию) и рассмотрите схемы. Чем отличаются друг от друга по своему строению? В каком из них значение условия выражено отчетливее?

1.Если не знаешь горького, не узнаешь и сладкого              (Если…),  /  [         ]

2.Не зная горького, не узнаешь и сладкого                   [ – . – . –     – – – ,   =   – – – ]

                                        Таблица «Виды союзов и союзных слов»

 

Отличие союзов от союзных слов

Подчинительные союзы Союзные слова
1.Не являются членом предложения и его можно опустить (убрать) 1.Являются членами предложения и их нельзя убрать
2.Можно заменить другим союзом 2.Можно заменить другим значащим словом
3.Нельзя поставить вопрос 3.Можно поставить вопрос
4.Никогда не падает ударение 4.Падает логическое ударение

(трое учащихся работают у доски)

Самостоятельная работа по § 10, стр58

Составьте схему, объясните постановку знаков препинания. К придаточным предложениям поставьте вопросы: при каком условии? Придаточное предложение поясняет слово или все главное предложение?  Выясните, союзами или союзными словами  связываются  они с главным предложением. (Логическое ударение, член предложения,  вопрос, замена, отмена). Сформулируйте вывод

 1.Любое живое дело можно загубить, если делать его равнодушными руками.                                                           

 2. Когда труд-удовольствие, жизнь хороша

 3.Раз вы согласились, так уж нельзя вам отказываться

                                                                                                   

Вывод:

придаточное условное

-относится  ко всему…          предложению

-связывается с главным с помощью…

-называет …       при котором происходит действие

-отвечает на вопрос…

-отделяется (выделяется) от главного …

                                                      Синтаксический разбор

1.Если человек не будет лениться, останавливаться в пути, работать днем и ночью, то  будет великим и достигнет цели.

2.Если делаешь добро, не жди вознаграждения

Конструирование предложения по заданной теме

Закончить начатое предложение, выразив пожелание, напутствие, совет потомкам-будущим 9-классникам (родители, учеба и пр.) Возможно использование текста «Чистый родник»

Если бы ты меня слышал, …

Если ты меня слышишь,…

Графический диктант

1.Задание: составить схему предложения

В душе будет все, раз держишь ты ее открытой для всех.

2. Задание: воспроизвести все схемы СПП,  указав место придаточного)       

Графический диктант (ответы)

1. [         ],  /  (°…)

 

2.   а)  [         ],  /  (°…)

б)  (°…),  / [          ]                                 в) [        , (°…) ,      ]

                            

Тесты (ответы)

1. СПП-это предложения, в которых

                                          с) одно из предложений подчиняется другому

2. Придаточное условное предложение поясняет в главном

                                         с)  все главное предложение

3. В CПП союзные слова (союзы) входят в состав

                                         в) придаточного предложения

4. Придаточное условное указывает на

                                         с) условие

5. Союзы

                                         а) не являются членами предложения

 

Домашнее задание:

§   9,10              упр  № 94   стр.62        (+разбор №4 СПП с придаточными условными)

Check Also

Электрондық оқулықтардың үлгілерін көшіріп алыңыз

Сілтемені көшіріп алып адрес жолына қойып Enter-ді басыңыз, ары қарай скачать. Ана тілі 1-сынып   …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.