9 класс. Тема : А.С.Пушкин «Цыганы»

Средняя общеобразовательная школа № 40 города Актобе Учитель русского языка и литературы Самбаева Ләззат Өтеуліқызы.

Цель: показать мастерство Пушкина в изображении жизни цыган, разрешение проблемы человеческой свободы в поэме.
Задачи: давать личностную характеристику лирическому герою на основе художественного текста; Систематизировать понятие о романтическом герое,  закрепить навыки работы с художественным текстом; Способствовать формированию музыкального вкуса.
Оборудование: слайд-презентация учащихся по поэме  «Цыгане», сообщения учащихся о жизненном и творческом пути А.С.Пушкина, кадры из фильма «Табор уходит в небо».

Ход урока

  1. Организационный момент: настрой класса на рабочий режим, знакомство с темой урока
  2. –Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить о поэме А.С.Пушкина «Цыганы»,заоодно  попытаемся понять, с помощью каких художественных средств изображает А.Пушкин неоднородный цыганский табор, в чём заключается различие городской жизни от «первобытной» цыганской жизни, как связана песнь о «птичке божьей» с идеей поэмы.

-Докажите, что поэма Пушкина «Цыгане»-романтическое произведение?

(Один из основных признаков романтизма -трагическое  двоемирие , герой осознаёт несовершенство мира и людей, страдает от общения с ними в тоже время желает  жить в этом несовершенном мире. В данном случае это  Алеко, который желает быть понятым и принятым, мучительно переживает разлад с действительностью. Поэма «Цыгане» строится на характерном для романтизма противопоставлении двух социальных укладов – цивилизации и вольной жизни.  Алеко обличает  «неволю душных городов»,   в которых люди   «торгуют  волею своей»,  « главы перед идолами клонят и просят денег на цепей»).

3.-Где происходят события? (в цыганском таборе)

-Почему Пушкин выбрал именно эту нацию? ( Она вызывала у него необыкновенный интерес.  Находясь в южной ссылке среди незнакомого народа, он изучил его историю,фольклор, литературу и попытался изучить язык, чтобы понимать разговорную речь. Он знал много цыганских песен .)

4. Слайд-презентация учащихся по поэме «Цыгане»( Байназарова Дана) под тихую цыганскую музыку.

5.Сообщение учащихся о жизни и быте цыган.

-Пушкин много ездил, навещал знакомых, даже несколько дней провёл в цыганском таборе в молдавских степях. Он был влюблён в цыганку, которая была брошена своею матерью на попечение отца. Это цыганка убежала из табора, а позднее была убита цыганом.

6.Чтение начала поэмы.

7.-Какие картины предстают перед вами?

( Цыгане  кочуют по степям  Бессарабии, они ночуют в изодранных шатрах под  открытым небом, танцуют и поют песни у ночного костра )

-В чём привлекательность такой жизни?

( Они свободны, вольны. Их ничто не держитна одном месте. Они никому не обязаны. Их жизнь полна романтики.

8 .-Кто из героев поэмы олицетворяет эту  вольную жизнь?

-Земфира.

9. –Что Вы узнали о жизни Земфиры?

-Она была брошена своею матерью в самом младенчестве. Воспитывал её отец.Не стремится к свободе. А живёт в ней, не задумываясь о будущем. Росла она любимицей табора, влюбилась в Алеко ( чтение отрывка поэмы ).

10. Инсценирование .

Действующие лица: Алеко – Каирмагамбетов  М.,  Земфира-  Кайкиева  Ж., Цыган-  Шамболов Аслан)

11.Сообщения учащихся об Алеко.

Диалог Алеко и Земфиры.

12-Так как же понимают свободу главные герои?

(у Алеко свобода сочетается с эгоизмом. Это и жизнь на воле, и в то же время полное подчинение ему. Он может быть свободным, а Земфира -нет. Она должна подчиняться ему. Для Земфиры свобода – веселая беззаботная жизнь, которая ни к чему не обязывает. Она ничего не требует м хочет, чтобы и от нее ничего не требовали. Для Старика свобода – это покой, это жизнь в согласии  с собой и с другими. Он понимает свободу, как умение прощать и понимать других.)

-А какова авторская позиция по отношению к своим героям?

(Он любит своих героев, он соглашается  со стариком, он с сожалением расстается с Алеко. Любуется Земфирой. И всем своим произведением показывает, что цивилизованному человеку нельзя жить в мире, где нет законов. Появление Алеко в нетронутом (диком) просвещенном мире привело к кровавой драме.)

А.С. Пушкин не дает прямого ответа на вопросы: что значит быть свободным? Может ли человек быть свободным?

Он предоставляет право решить это самому читателю.

-Как думаете вы, читатели, что значит быть свободным?

-Вспомните, какие композиторы положили в основу своих музыкальных произведений сюжеты Пушкина?

Многие произведения Пушкина вдохновили композиторов. Среди них Сергей Рахманинов, который тоже был вдохновлен гением Пушкина. Опера «Алеко» была экзаменационной работой Рахманинова при окончании консерватории. Эта опера была написана 19-летним Рахманиновым за 17 дней. Экзаменационная комиссия во главе с Чайковским поставила Рахманинову  высшую оценку. Премьера состоялась 9 мая 1893 года в Московском Большом театре и имела огромный успех.

Д/З Попробуйте письменно ответить на  вопрос: Что значит быть свободным?

Check Also

Электрондық оқулықтардың үлгілерін көшіріп алыңыз

Сілтемені көшіріп алып адрес жолына қойып Enter-ді басыңыз, ары қарай скачать. Ана тілі 1-сынып   …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.