Тема: Абай Кунанбаев о русской и мировой культуре.

Урок  по русской  литературе 8 класса казахской школы.

Сагинбаева Зина Пернебаевна. Г.Кызылорда, аул. Ж .Махамбетова, учитель русского языка и литературы сш. №143

Задачи урока: образовательная – формировать знания учащихся о великом казахском поэте, философе Абае; развивающая – развитие речи, мыслительной деятельности учащихся; воспитательная – привитие интереса к предмету, стремления к pнаниям.
Оборудование, наглядные пособия: портрет А. Кунанбаева, книга «Слова назидания».
Тип урока: урок объяснения новой темы.

    Ход урока

І. Организационный момент. Поздравление с началом нового учебного года, беседа с учениками о летних каникулах.

ІІ. Объяснение новой темы.А) Слово учителяАбай Кунанбаев – выдающийся поэт, мыслитель, просветитель-демократ, родоначальник новой казахской реалистической литературы. Две замечательные женщины – бабушка Зере и мать Улжан – воспитывали Ибрагима. Он рос пытливым, внимательным, впечатлительным, за что мать дала ему другое имя – Абай (что значит внимательный, проницательный).Абай создает стихотворения, глубоко волнующие его мыслящих современников. Одновременно он усиленно занимается изучением русской культуры, часто посещает публичную библиотеку в Семипалатинске, дружит с представителями русской интеллигенции.

Абай не только создает замечательные произведения, отражающие жизнь казахского народа, но и занимается переводом на родной язык произведений классиков русской литературы. Произведения и переводы Абая быстро распространялись в народе в рукописной и устной форме. Необыкновенный поэтический талант, ясный ум, гуманность, справедливость и любовь к народу — все эти замечательные качества Абая сделали его необычайно популярным человеком. К нему обращались за помощью, за советами люди, притесненные феодалами, чиновниками, люди, не находившие нигде справедливости, к нему шла мыслящая, восприимчивая молодежь, чтобы получить от него знания и поучиться поэтическому мастерству. Велики заслуги Абая Кунанбаева в укреплении дружбы казахского народа с русским. Путь экономического и культурного развития своего народа великий поэт-гуманист видел в просвещении, образовании через передовую демократическую русскую и через нее – общечеловеческую культуру. «Главное — научиться русской науке. Наука, знание, достаток, искусство — все это у русских. Для того чтобы избежать пороков и достичь добра, необходимо знать русский язык и русскую культуру»,— писал Абай. Поэтому Абай работал над переводами произведений великих русских писателей — Крылова, Пушкина, Лермонтова и др.

В последние десятилетия жизни Абай обращается к прозе. Он создает «Слова назидания». Всего их сорок пять. Это своеобразные лирико-публицистические, социально-философские, общественно-политические, морально-этические этюды о многочисленных явлениях действительности, жизни людей, общества, природы. «Слова назидания» раскрывают взгляды мыслителя на наиболее актуальные проблемы.

«Слова» Абая содержат критику феодально-патриархального общества, мысли о судьбе народа, о достоинствах человека, о роли труда и разума в формировании личности, о значении образования и культуры для развития общества.

Ряд «Слов назидания» представляет собой наставление мудреца, познавшего законы жизни. Много и страстно пишет мыслитель о труде, науке, знании, культуре, о родном и русском языках. О чем бы ни писал, о чем бы ни размышлял Абай в «Словах назидания», мы видим образ гражданина-мыслителя, просветителя, который горячо любил свой народ и был глубоко встревожен его судьбой. Глубокая печаль, скорбь поэта, вызванная бесправием и тиранией, невежеством народа, соединились у Абая с любовью к народу, родной стране.

Б) Чтение учениками «Слово двадцать пятое» из «Книги слов» Абая.
В) Словарная работа

Прилежание – старание, усердие в труде, учении
Скудность достатка – бедность
Плутни – мошеннические проделки
Норовить – настойчиво стремиться сделать что-то
Нехотя – неохотно, без желания
Напористо – настойчиво

III. Закрепление темы урока.

А) Вопросы и задания для закрепления урока.
Что говорит Абай о необходимости овладения русским языком?
Как вы понимаете слова Абая «Человек, изучивший культуру и язык иного народа, становится с ним равноправным и не будет жить позорно»?
Все ли обычаи и нравы другого народа следует перенимать казахам? Как об этом говорит Абай?
Что говорит Абай о невежественном человеке?
При каком условии казахи смогут стать сильными и равноправными с другими народами?

Б) Чтение учениками слов М. Ауэзова об Абае.
Какой путь самообразования прошёл великий поэт? Знаете ли вы поэтов, писателей и философов, произведения которых самостоятельно изучил Абай?

В) Теория литературы.
Билингвизм (двуязычие) – использование автором двух и более языков (многоязычие).

IV. Задание на дом. Выучить отрывок из «Двадцать пятого слова» Абая.

Check Also

Электрондық оқулықтардың үлгілерін көшіріп алыңыз

Сілтемені көшіріп алып адрес жолына қойып Enter-ді басыңыз, ары қарай скачать. Ана тілі 1-сынып   …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.