Обстоятельство-существительное в творительном падеже

Таженгалиева Тойган Канатовна.  Мангистауская область, Бейнеуский район,село Бейнеу учитель русского языка и литературы Бейнеуского лицея.

Тип урока:     Урок – усвоение нового материала

Цель и задача:
1.  Повторить главные и второстепенные члены предложения;
2. Повторить вопросы каждого падежа;
3. Правильно употреблять обстоятельство-существительное в творительном падеже с предлогами: над, под..за, перед
4. Привить любовь к родной земле.
5. Развивать навыки устной речи

Межпредметная связь: Русская литература, казахский и английский языки, физкультура
Эпиграф к уроку:              Родная земля-золотая колыбель
Лексическая тема:          Родная земля
Наглядность урока:      учебное пособие, карточки, портрет Ч.Валихагова  интерактивная доска, видеопроектор, слайды.

Ход  урока:

І. Организационный момент.
Проверка отсутствующих. Подгатовить класс к уроку. Проверить учебники, тетради, ручки, дневники.

ІІ. Проверка домашнего задания.

Блиц-опрос
1. Назовите главные члены предложения
2. Что такое подлежащее и сказуемое?
3. Назовите второстепенные члены предложения
4. Что такое дополнение?
5. Что такое обстоятельство?
6. На какие вопросы отвечают обстоятельство – существительное в дательном падеже?

ІІІ. Обяснение новой темы:

Слово учителя: Сегодня мы продолжаем лексическую тему: Родная земля.
Грамматическая тема: Обстоятельство-существительное в творительном падеже

Сушествительное в творительном падеже с предлогами над,под в предложении выполняют роль обстоятельства,обозначающего место.
Например: Дом построили (где?)над рекой.

Под-астында     Перед-алдында  Розы посадили (где?) перед домом.
Над- үстінде     За-артында        Деревья посадили (где?) за домом.

Работа над текстом Родная земля

Слайд. Портрет Ч.Валиханова. Слово учителя: Когда-то более ста лет тому назад великий сын казахского народа,ученый, просветитель, путешественник,фольклорист,этнограф,историк

Чокан Валиханов мечтал просвещении своего народа.И его мечты сбылись.Теперь ,творение казахских писателай знают во всем мире.Картины художников выставлены на выставках в Вене и Будапеште.

1.Чтение текста учителем
2.Чтение учащихся
3. Ответы на вопросы

Словарная работа

Влага-сырость,вода,которая содержится в чем-либо.
Поднебесье- высь
Фонтан-струя воды,выбрасываемая вверх из труб
Яхта-большая лодка с парусом

ІV. Закрепление новой темы.
Разноуровневые задания

І уровень. Разберите по членам предложения
1. Великие моря лежат глубоко под землёй.2.Над морями трепещут белые паруса

ІІ уровень.  Полиглот.         Отгадайте загадки. Запишите их на русском, казахском и английском языках. Подчеркните обстоятельство –существительное в творительном падеже

Над реками,над сёлами                         Под соснами,
Над пиками лесов                              Под елками
Катится весёлое                               Бежит мешок
По небу колесо.(солнце, күн)                С иголками (ежик, кірпі)

Физминутка
Поднимите плечики
Прыгайте, как кузнечики
Выше, выше, высоко
Прыгать на носках легко
Повернитесь вправо, влево
Присидайте вниз и вверх
Вдох и выдох. Тишина.
Поработать нам пора

ІІІ уровень.  Спишите, выбирая из скобки предлоги под или над

Самолет летит над городом. Поезда метро ходят под улицами и площадями больших городов. В Алматы в последние годы появились много переходов под землей. Летом концерты проходят под открытом небом. Белый бумажный змей летел над парком. Красное солнце поднимается над лесом.

Музыкальная минутка
То берёзка, то рябина,
Куст ракиты над рекой.
Край родной навек  любимый,
Где найдёшь ещё такой!

V.   Рефлексия
1.  Какими предлогами употребляются обстоятельство-существительное в творительном падеже?
2. Кто такой Чокан Валиханов?
Знаю, могу! Ура!
Справляюсь! Здорово!
Трудно! Помогите!

VІ.  Домашнее задание:  Упражнение – 11 Пересказ текста Родная земля. Составить диалог

VІІ . Комментирование оценок

Check Also

Электрондық оқулықтардың үлгілерін көшіріп алыңыз

Сілтемені көшіріп алып адрес жолына қойып Enter-ді басыңыз, ары қарай скачать. Ана тілі 1-сынып   …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.