Сочинение разных видов

Таженгалиева Тойган Канатовна.  Мангистауская область, Бейнеуский район,село Бейнеу учитель русского языка и литературы Бейнеуского лицея.

Сочинение – почти всегда итог, результат, это «зеркало» в которое ученик и учитель вместе «смотрят» и видят плоды своего сотрудничества. Цицерон жил V веке до нашей эры, но как актуальны и сегодня его слова: «Найти и выбрать, что сказать – великая вещь. Я не отвечаю за свою наружность, но отвечаю за свою речь».

Речь, даже растекаясь на отдельные ручьи, должна вытекать из одного источника.

Начало сочинения – часть, неотделимая от всего целого. Научить учащихся сочинять – значит научить излагать свои мысли на заданную тему. Работа над сочинением требует от учащихся знаний и умений в области грамматики и лексики.

В казахских классах сочинение на русском языке носят обучающий характер. Можно провести следующую классификацию сочинений:

 

  1. По истокам знаний:

Сочинения на основе личных наблюдений и впечатлений учащихся

Сочинения по картине.

Сочинения, проводимые по литературным произведениям.

 

  1. По способу изложения:

Сочинения повествовательного характера.

Сочинения – описания.

Сочинения – рассуждения.

Сочинение по картине – один из самых распространённых видов сочинений, это в основном сочинения – описания картины.  Учитель прежде всего должен научить читать картину. Прочесть картину – это значит понять творческий замысел художника, чутко воспринять язык живописи как искусства «зримых образов», «говорящих» красок света и тени и, поняв всё это, раскрыть содержание и идейный смысл картины.

Для подготовки к сочинению необходимо наметить следующие этапы работы:

 

  1. Подготовка учителя к работе по картине:

1.Выбор картины с учётом возраста учащихся.

2.Изучение содержания картины.

3.Знакомство с художником, с историей создания картины.

4.Формулировка вопросов для беседы.

 

  1. Урок обучающего сочинения по картине:

1.Ознакомление учащихся  с темой  и целью.

2.Вступительное слово учителя о художнике, о его картине.

3. Самостоятельное изучение картины.

4.Беседа по картине.

5.Коллективное или самостоятельное составление плана сочинения.

6.Запись опорных слов.

7.Сочинение.

Сочинение по картине Левитана «Золотая осень» учащиеся 8-го класса писали после изучения замечательной, лёгкой для усвоения темы «Красота родной природы».

Ниже предлагается разработка урока по данной картине.

Цель урока: научить составлять текст – описание; развивать умение видеть и читать картину; воспитывать эстетическое чувства.

 

Оборудование: репродукция картины.

 

  1. Сообщение учителя о творчестве И. Левитана.
  2. Ознакомление и анализ картины И.Левитана «Золотая осень»

 

Аналитическая беседа

По каким признакам можно определить, что на картине изображена осень? ( По обилию жёлто – золотистого цвета, вся природа в этом праздничном наряде.)

Что  с первого взгляда поражает в картине? (Поражает красота , которую мы порой не замечаем.)

Что вы видите на переднем плане? Опишите лес, речку. ( Берёзки. Стволы у них тонкие, хрупкие. Поляна ярко освещается солнцем, сверкает золотом. Бархатистым ковром стелется зелено-желтая трава. Медленно несет куда-то вдаль свои воды голубая речка .

Какие цвета использовал художник для изображения солнечного дня  ( Цвета яркие, светлые, чистые.)

Что хотел сказать художник своей картиной?  ( Хотел показать красоту осени. Увяданье природы не вызывает у нас грустных размышлений. Он хочет сказать ,что природа не умирает, а готовится к весеннему пробуждению.)

 

  1. Словарно-стилистическая работа. Учащиеся вспоминают не только уже знакомые слова, которые можно использовать при описаний человека, но и узнают новые,  тем самым пополняя  свой словарный запас.

Зелено-желтая трава; бархатисты ковер; тонкие, хрупкие стволы березок; легкое кружево деревьев; теплый осенний день; тишина и покой; легкие перистые облака.

  1. Работа над планом. Она занимает важное место в подготовке к сочинению. Составление плана помогает учащимся выделять основное, определять последовательность в сочинении, точно формулировать заголовок.
  2. Устное описание картины учащимся. Сначала пересказываются
  3. отдельные части сочинение в соответствии с планом, а затем один ученик передает содержание сочинения в целом.
  4. Самостоятельная работа над сочинением по картине (если учащиеся  не успевают написать сочинение  на уроке, то заканчивают его дома.)

Примерное сочинение

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора—

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

Именно эти строчки из стихотворения Ф.Тютчева вспоминаются, когда     мы смотрим на картину И.Левитина « Золотая осень ». Художник изобразил  на ней тёплый солнечный день. Солнце освещает поляну. Она кажется золотистой. Мягким  ковром устилает  землю порыжевшая трава.

Листья на тонких красавицах-берёзах пожелтели. И золото листвы радостно сверкает на кронах деревьев. Медленно несёт свои воды вдаль голубая речка. И так же медленно плывут по небу перистые облака. В лесу тишина и покой. Так и хочется сказать словами А.С.Пушкина:

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса…

Обилие красок вносит в картину свежее, жизнерадостное настроение «Пышное природы увяданье» не вызывает  у нас грустных размышлений. Мы видим, что природа не умирает, а готовится к весеннему пробуждению.

Check Also

Электрондық оқулықтардың үлгілерін көшіріп алыңыз

Сілтемені көшіріп алып адрес жолына қойып Enter-ді басыңыз, ары қарай скачать. Ана тілі 1-сынып   …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.