Ф.И.Тютчев «Чародейкою Зимою…» Урок – исследование

saltanatOmar000ОмароваСалтанатТураровна. Қызылағаш ортамектебі коммуналдық мемлекеттік мекемесі орыс тілі және әдебиеті пәнінің мұғалімі.

Скачать полный вариант урока с наглядностью

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик-
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…

Цель: обучать анализу поэтического произведения
Задачи:

  • познакомить со стихотворением Ф.И. Тютчева о зиме, учить анализу стихотворного текста, закрепить знания о средствах художественной изобразительности (метафоре, эпитете, олицетворении);
  • воспитывать  внимательное отношение к поэтическому слову, помочь увидеть и почувствовать красоту слова, прививать любовь к русской природе
  • развивать творческое воображение учащихся, умение видеть прекрасное,  умения исследования текста;

Тип урока: урок новых знаний
Форма урока: урок – беседа
Методы и приемы:
– слово учителя;
– эвристическая беседа;
– проблемные вопросы;
– творческие задания
Формы работы:     
– групповая работа;
– индивидуальная работа
Межпредметные связи: русский язык, изобразительное искусство, музыка,
Оборудование: репродукция картины Шишкина «Зимний лес»,  музыкальные произведения П.И.Чайковского, слайд- презентация к уроку .

І.  Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок.

Друзья мои, я очень рада
Приветствовать сегодня вас.
И для меня уже награда –
Внимание ваших умных глаз.

Я знаю : каждый из вас гений
Но без труда талант не впрок
Высказывайте свои мнения,
И вместе проведем урок.

Друзья ! Сегодня на уроке нам  вместе предстоит  много трудиться. И начнем с работы над эпиграфом к уроку :

Самый лучший урок – сегодня.
Самый лучший отдых –работа.
Самая лучшая работа та,
которую ты любишь.

Самая большая потребность- общение.
Самое  большое богатство- здоровье.
Самый  большой дар- любовь.
Проявлять любовь ко всему живому, что нас окружает , мы                              будем учиться на уроке.
–          Итак, начинаем наш урок!
Рот  быстрее на замок!
Думай  больше  , отвечай,
В мир открытий  поспешай!

Знаете ли вы, ребята, что мы будем изучать сегодня на уроке? /Нет/. Попробуйте догадаться!

1. Работа с загадкой.
Тройка, тройка  прилетела
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица – белокоса, белолица.
Как махнула рукавом-
Все покрылось серебром. (зима)
– Что это за царица ?
–  Какая она ?
–  Что это за тройка?( декабрь, январь , февраль  )

2. Работа с пословицами .

– Давайте вспомним пословицы о зимних месяцах.
– Опираясь на эти пословицы и на ваши личные наблюдения, скажите, что вы знаете о зиме? Слайд. Работа на интерактивной доске.

ІІ.Восприятие и осознание нового материала.

Мы рассказали о том, как мы видим зиму. А как же видят  зиму другие люди ? Например , поэты.На сегодняшнем уроке мы будем говорить о красоте , красоте зимнего пейзажа. Только ли красками и музыкой можно передать эту красоту?

Сегодня у нас урок- исследование.Исследовать мы будем поэтический текст, будем учиться чувствовать слово. А теперь обратите  внимание на этот портрет.

Показ портрета Ф.И.Тютчева.( Слайд ) Кто это? /Называю полное имя поэта/.

До несколько дней до урока  я дала ребятам  опережающее задание: найти и  исследовать  творчество  поэта.

Как вы думаете, является ли Тютчев нашим современником?   В каком веке жил поэт? Чем писали в то время? Какое было в то время главное средство передвижения? Чем освещали дом? Хотите ли вы узнать о родителях поэта, о его жизни?  Послушаем наших исследователей.

– Ф.И. Тютчев родился в селе Овстуг Орловской губернии, в средней полосе России, на границе бескрайних степей и могучих лесов и дубрав. Любовь к литературе привил ему домашний учитель. Ученье Тютчеву давалось легко, он был одарённым ребёнком. Маленький Фёдор много читал и поражал сверстников своими знаниями. В 15 лет он студент Московского университета, его стихи А.С. Пушкин печатает в своём журнале «Современник».

С детства Тютчева окружала красивая русская природа. Он был неравнодушен к ней и посвятил русской природе много своих стихов.
Да, Ф.Тютчев творил давно, в то время писали гусиными перьями, макая их в чернила; средством передвижения была лошадь; вместо ламп – свечи и лучина.

Отец, Иван Николаевич, получил образование в привилегированном дворянском учебном заведении. Мать, Екатерина Львовна, с 12 лет осталась без матери и воспитывалась у родственников. Семья была очень дружная. “Смотрю я на Тютчевых, – писал товарищ Федора, – и думаю о семейном счастье. Если бы все жили так, как они”.

Глубоко верующим был первый воспитатель будущего поэта – вольноотпущенный дядька Николай Афанасьевич Хлопов. Однажды на прогулке они нашли мертвую птичку.  Увлечение сына поэзией заметила мать и стала поощрять его за это, сохраняла его стихи.

Дядьку сменил учитель Семен Егорович Амфитеатров. /Митрополит Киевский Филарет – его родной брат/. Идя на прогулку, они брали с собой сочинения Горация или Вергилия и переводили их.

Привлекал Федора к литературе поэт С.Е. Раич, который воспитал и другого известного поэта – М. Ю. Лермонтова.

В 15 лет поступил в Московский университет, который окончил досрочно с похвальной грамотой. Затем был направлен на дипломатическую службу в Германию. Прослужив там 20 лет и еще 2 года в Италии, Федор Иванович вернулся в Россию.Итак, воспитание в хорошей семье, где царили любовь и уважение, а также прекрасное образование способствовали развитию природных дарований Тютчева.

И вот сегодня мы, живущие в 21 веке, будем знакомиться с его творчеством, потому что стихотворения, написанные им, прекрасны, до сих пор их считают лирическими шедеврами.

 

  1. Слово учителя:

Спасибо большое нашим исследователям.Мы познакомились с биографией поэта.Сегодня мы познакомимся со стихотворением «Чародейкою  Зимою…»

Для исследования предлагаю вам взять стихотворение Ф.И.Тютчева. И это не случайно. Тютчев – певец природы. Его пейзажная лирика проникнута восторгом перед величием и красотой, бесконечностью и многообразием природного царства.

2. Звучит музыка Чайковского «Времена года» , читаю наизусть стихотворение.

 

ІІІ. Актуализация знаний

– Как вы считаете, какая у него природа?

(живая, мыслящее существо, чувствует, дышит, радуется, грустит…)

 

– Но чтобы заметить, почувствовать красоту, нужно обладать, как говорил, А.Фет, «зоркостью по отношению к красоте». А такую зоркость можно приобрести в результате вдумчивого чтения произведений русских писателей и поэтов  о природе вообще, и Тютчева в частности.

И на сегодняшнем уроке мы будем учиться понимать язык природы, чувствовать её душу и развивать «зоркость по отношению к красоте»

 

ІV. Анализ текста.

-Рассмотрим мы с вами стихотворение Ф.И.Тютчева «Чародейкою Зимою…»

Откройте учебник и прочитайте стихотворение шепотом. (Жужжащее чтение)

– О чем это стихотворение?

– Каким увиден зимний мир поэтом?

(Застывшим, затаившимся, загадочным, взглядом сказочника)

Сказочность стихотворения достигается в первую очередь отбором «волшебной лексики»

– Приведите, пожалуйста, примеры соответствующие «волшебной лексике»

(чародейка – Зима, лес околдован, очарован, опутан, чудная жизнь, сон волшебный, краса ослепительная)

– О чем говорят эти слова, употребленные в стихотворении

( О сказке. О сказочном описании зимнего леса)

– Почему Зима названа поэтом чародейкой?

– Подберите слова, которыми можно заменить слово «чародейка».

– Какой корень в этих словах, что обозначает это слово «чары»?    Слайд .     (волшебство, обаяние)

-Значит, эти слова связаны между собой.  А каким образом?

(Зима выступает как чародейка, волшебница. Она заколдовала лес, и теперь он под влиянием её волшебной силы, её чар стоит заколдован, а значит, и очарован)

Вопросы на доске. Слайд.

– Чем очарован зимний лес?

– Какой волшебный сон снится зимнему лесу?

– Как вы думаете, что такое чудная жизнь зимнего леса?

– От какого слова произошло это слово? ( Чудо)

– А что обозначает это слово?

( что-то очень красивое, необычное)

Работа на интерактивной доске.

– Подберите слова- синонимы к слову чудная

(прекрасная, удивительная, волшебная)

– Можно заметить чудную жизнь леса? Почему она является невидимой, скрытой?

(под снежной бахромой)

Словарная работа.

(Индивидуальная работа с толковым  словарем: значение слова «бахрома»)

 

_ У каких предметов бывает бахрома? Что из себя представляет бахрома?

– А снежная бахрома у леса? Что это?

(покрытые снегом ветви деревьев)

– Какие эпитеты подбирает автор к слову бахрома?

(неподвижные, немые)

– Как вы понимаете значение слова «немая»?

-В каком значении употреблено это слово в стихотворении?

(тихий, безмолвный)

– Почему так охарактеризована снежная бахрома, а через неё и весь лес?

 

V.  Закрепление и осмысление  знаний.

  1. Беседа об изменениях в природе.

С приходом зимы изменяется природа.Наша научно-исследовательская  группа   несколько дней  вела наблюдение.

–          Как изменилась природа?

–          Когда по календарю началась зима ?

–          А ученые считают , что начало зимы-22 декабря-день зимнего солнцесостояния с самым коротким днем и самой длинной ночью. Природа засыпает. Растения зимой не растут.

2.Отчет научно- исследовательской группы.

–         Наша научно-исследовательная  группа  провела  несколько  опытов и подготовила  отчет по проблемному вопросу:

«Что деревья делают зимой?»

(выступают учащиеся)

1 ученик. Мы с родителями провели несколько опытов и решили, что деревья не умирают.     Мы провели опыт и увидели, что раствор соли и сахара,  он по  составу близок к древесному, замерзает намного позже, чем чистая вода. Значит, древесные соки могут замерзнуть только при очень низких температурах.

2 ученик.Зимой деревья спят. Это очень легко проверить. Мы срезали веточку и поставили в воду. Наша веточка никак не хочет распускаться, спит.

3 ученик. Снежный покров – это настоящее спасение для всех растений в лютые морозы. Мы провели опыт: поставил одну баночку с водой на снежный покров, а другую – внутри снежного покрова, на самую землю. Через два часа, вода, которая стояла на снегу, замерзла.   А из снега мы вытащили банку с не замерзшей водой. Значит, чем толще слой снег, тем теплее будет корням растений и деревьев.

Учитель:  Что же деревья делают зимой? Какую роль играет снежный покров? (ответы детей). Действительно, очень тяжело пришлось бы растениям  без снега. Снег – это зимнее чудо. Вся природа ждет его выпадения! А как любят снег все дети!

VІ.А теперь  немного отдохнем.Физминутка.

Теперь вернемся  к стихотворению Тютчева. Какой   снег у Тютчева?Флипчарт.

Проверка индивидуального задания:

– Зачитайте значение слова из словаря

– Как вы думаете, какой смысл вложил Тютчев в слово бахрома?

– Обратите внимание на вторую строфу стихотворения.

– Какое необычное, на ваш взгляд, сочетание слов там есть?

(окован легкой цепью пуховой)

– Что такое цепь? Какой она обычно бывает?

– Какой названа цепь у Тютчева?

(пуховой, устаревшая форма слова пуховый)

-Почему цепь, которой окован, опутан лес такая легкая?

(Снег легкий, как пух, но он сверху донизу опутывает каждое дерево)

-Кроме устаревшей формы слова «пуховой» Тютчев использует еще 2 устаревших слова, найдите их в стихотворении

(мещет, краса)

– Что это слово обозначает?

(метать – кидать, бросать)

– Что мещет солнце?

-Почему луч солнца косой?

(зимой солнце низко над горизонтом, поэтому лучи падают сбоку)

– Как преображается лес, когда на него солнце мещет луч косой? Опишите подробно, что происходит.

– Что такое краса?  (красота)

– Какой эпитет подобрал Тютчев к этому слову?

-Как вы понимаете значение этого слова?

– Можете сделать вывод, зачем Тютчев использует устаревшие слова в стихотворении?

(подчеркнуть торжественность момента)

VІІ.Развитие речи. Показ слайда. Картина Шишкина «Зимний лес».

– Давайте посмотрим на картину Шишкина. Таким ли вы себе представляли лес после знакомства со стихотворением Тютчева?

– Соответствует ли изображенное на картине описанию зимнего леса в стихотворении?

– Какие особенности зимнего леса, описанные Тютчевым, вы можете найти на картине?

– Как бы вы назвали картину?

А теперь попробуйте подобрать строчки из стихотворения, которые бы отображали основную мысль картины.

– Ребята, а как надо ходить по такому лесу? Почему?

-Только ли о красоте нужно заботиться?

(ветки хрупкие на морозе, быстро ломаются)

– А теперь опять вернемся к стихотворению. Вы, наверное, обратили внимание, что мы его еще не читали вслух. Слайд. Как вы думаете, какой темп чтения будет соответствовать этому стихотворению? Зависит ли темп от содержания?

– А вы не заметили ничего особенного в построении стихотворения? Из скольких строк состоит каждая строфа в стихотворении?

– Есть ли что-то общее для всех трех строф стихотворения в постановке знаков препинания?

– Пока мы не знаем, когда в сложном предложении ставится тире, но, может быть, попробуем сами сделать вывод.

 

VІІІ.Чтение стихотворения по частям:

1 ученик читает 1, 2 строку, 2 ученик – 3,4,5 строку

( 1 – общий план картины околдованного леса, 2 – в деталях раскрывается чудная жизнь и ослепительная краса)

Но двойную жизнь природы (внешнюю – видимую и внутреннюю – угадываемую) помогает показать не только построение строфы, но и наличие метафор, эпитетов, олицетворения.

1. Творческая работа. Найдите олицетворения , метафоры и эпитеты .

– Найдите их и объясните смысл.

(Олицетворения: лес околдован Чародейкою-Зимою, сном волшебным очарован, блестит чудной жизнью…

Метафора: под снежной бахромою окутан цепью

Эпитеты: легкой пуховой (цепью), неподвижная, немая (бахрома).

2.Зимний вернисаж.

– А сейчас я приглашаю вас  и наших гостей на «Зимний вернисаж».

– Как вы понимаете значение этого слова ?

– Верно , это слово означает выставку картин. На доске картины художников, сидящих в нашем классе.Побеседуем  с ними и узнаем,что хотели  изобразить  художники на своих картинах.

 

  1. Поиграем в игру «Узелки».Посмотрите на доску и прочитайте на них слова.Это явления природы ,  которые бывают зимой.Зачеркнуть ненужные буквы. Подобрать цепочку образных слов о зиме.

 

4. «Ледокол» Подберите  к каждой букве слова ЗИМУШКА , признаки, которые  ее характеризуют.

 

 

ІХ . Итог урока. Выводы. Рефлексия.

– Ну, а теперь, как настоящие исследователи сделайте вывод по нашей работе на уроке. Легко ли понять стихотворение? Всегда ли смысл стихотворения лежит на поверхности?

(Только внимательное чтение, вдумчивое отношение к каждому слову поможет читателю действительно понять стихотворение, понять замысел художника, который он передает через чувства, настроение, скрытое описание, художественные образы).

 

Х . Домашнее задание . Выучите стихотворение наизусть.

Check Also

Электрондық оқулықтардың үлгілерін көшіріп алыңыз

Сілтемені көшіріп алып адрес жолына қойып Enter-ді басыңыз, ары қарай скачать. Ана тілі 1-сынып   …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.