10 класс Тема урока: «Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева.

Жанибекова Гульмира Абдоловна Общеобразовательная Талдыбулакская средня яшкола-детсад комплекс Западно-Казахстанская область Сырымский район

Цели урока:   познакомить учащихся  с жанровыми особенностями «Стихотворений в прозе»;  ..    …   …    поразмыслить с учащимися  о моральных ценностях и нормах;    выработать  умение   художественного анализа текста;  пробудить интерес к произведениям  И.С.Тургенева.

Эпиграф:     «Стихотворения в прозе» –  это ткань, сотканная из солнца, радуги, алмазов,  ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,          женских слез   и    благородной мужской мысли.  ( П.А.Анненков)
Тип урока:      урок объяснения новой темы
Вид урока:      урок – размышление

І. Оргмомент
ІІ.Вступительное слово учителя.

–      «Стихотворения  в  прозе» – итог   философских    и художественных     поисков , итог  размышлений   И.С.Тургенева  о жизни, искусстве,  литературе, созданные им  в последние годы жизни вдали от родины.        В них  нашли  отражение  почти  все темы и мотивы  творчества  И.С.Тургенева,  вновь  осмысленные  и   прочувствованные  писателем  на склоне  лет.     В  «Стихотворениях  в  прозе» ,  как и в своих романах,  автор ставит и  решает  самые  сложные  и  разнообразные  социальные,    нравственные  и  эстетические  проблемы.  Жанровая  специфика  данного   произведения    отразилась   в заголовке:  с одной    стороны – это  стихи,  с другой – проза.  «Стихотворения   в  прозе», несомненно, относятся  к лирическому  роду  и ,хотя  в  них  нет рифмы и размера,  по языку, мелодичности,  композиционным  особенностям  они выступают  в виде  самых настоящих   стихотворений.                                                                            «Стихотворения  в  прозе» называют  лебединой  песней    И.С.Тургенева.  В  них  много грусти, но  грусти  светлой, пленительной,  пушкинской   Наиболее   яркие  и  художественно    совершенные  миниатюры  пронизаны     жизнеутверждающими,  полными  веры  в   человека  нотами.

 Сообщения  подготовленных  учеников  о последних годах жизни писателя и истории создания «Стихотворений в прозе».           

  1-й ученик:   Живя далеко от Родины, Тургенев всегда тосковал по ней.   В одном из последних писем  он просил друга: «Когда будете в Спасском, поклонитесь  от меня дому, саду,  моему молодоу дубу – родине поклонитесь, которую я уже никогда не увижу».  Тяжелая болезнь и одиночество , тоска по родным местам все чаще заставляли  Тургенева задумываться  над многими вопросами бытия:  правда и ложь, любовь и дружба,  жизнь и смерть. Свои мысли он записывал  на отдельных листках. Иногда это были лишь две-три строки, иногда полторы-две страницы. Таких записей  под названием «Старческое» у писатля было очень много. И первоначально он не собирался их издавать, но, уступая настойчивой просьбе  редактора М.Стасюлевича, Иван Сергеевич  в 1882 году согласился на их публикацию. Редактор изменил лишь  название. «Стихотворения в прозе» состоят  из 2-х частей.  Первая была издана еще при жихни писателя, в ней в основном прозаические тексты. А вторая часть – «Новые стихотворения в прозе» – была напечатана уже после смерти автора в Париже французским ученым А.Мазоном. в ней встречаются  и тексты, напоминающие по форме обычные стихотворения.

2-й ученик:          Сборник «Стихотворения в прозе» насчитывал первоначально  51 стихотворение.  Остальные издавались в Париже, где писатель жил примерно с конца 50-х годов ХІХ века. (В общей сложности  их издано 83).   Тургенв, предваряя публикацию, писал: «Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд: тебе, вероятно, скучно станет – и книга вывалится у тебя из рук. Читай их враздробь:  сегодня одно, завтра другое, и  которое – нибудь из них, может быть, заронит  тебе что-нибудь в душу». Автор предупреждает нас о том, что читать нужно  «враздробь». Но все же «Стихотворения в прозе», хотя и представляют собой отдельные прозаические тексты, – это единое, цельное произведение.                                                                                                                    Учитель:   На это указывают  и слова Анненкова, взятык эпиграфом к уроку.  Запишите их в тетради.

–          Жизнь дана  на добрые дела.  А какие человеческие качества , по – вашему , являются самыми главными?  Какими из них вы хотели бы вы обладать?   ( размышления учащихся).                                                        Беседа завершается работой над над кластеромКакие  ассоциации у вас вызывает выражение «ценности  жизни?»

Учащиеся  получили  опережающие задания  и теперь работают в группах: 1-я – над  текстом                             «Два богача»,  2-я – над стихотворением «Русский язык», 3-я – «Воробей», 4-я – «Порог».
-Как вы  понимаете идейный смысл стихотворения «Два богача»?
Автор стремился  показать цену настоящего милосердия.
— Кто такой Ротшильд?
Банкир, один из членов  богатейшего семейства
Сколько частей в тексте?                                                                     Две части и вывод. В первой  речь идет о настоящем богаче, во второй – о бедном русском мужике. Автор противопоставляет их. ( в лит-ре такое противопоставление называется антитезой).    Почему Тургенев делает такой вывод:  «Далеко Ротшильду до этого мужика!»                                                            Потому что Ротшильду гораздо легче отдать  целые тысячи  нуждающимся, чем бедному  мужику потратить последние  гроши на сироту вместо того,  чтобы купить  необходимую для еды соль. Главная мысль  лирической миниатюры «Два богача» в том, что  помощь мужика ценнее, так как он беден, но его действие  преподносится  им не как что – то особенное,  а  как нечто обыденное,  не заслуживающее особых эмоций.
–          Что вы можете рассказать о стихотворении  «Русский язык»?                                                                    Стих-ия писались в дни Русско – турецкой  войны 1877 – 1878 гг.  Именно эта боль  «при виде того, что совершается дома» и нашла отражение в стих-ии  «Русский язык», где выражается надежда на то, что если у народа такой  великий язык, то и народ велик, и сможет сразиться с испытаниями, которые выпали на его долю.   В стих-ии всего 3 предложения – 2 восклицательных, одно вопросительное, что говорит об искренней взволнованности автора Автор употребляет эпитеты. Их 4, и один из низ звучит  еще раз, но уже применительно  не к языку, а к народу  – его носителю. Великий язык – великий народ.                                                                                                         Стих – ие  «Воробей» в черновом варианте называлось «Герой». В этом варианте  текста сильнее звучит личностное начало – не только  взволнованность автора, но и стремление показать , как близки его личному миру и оружающим его  реалиям события, о которых идет  речь в стих-ии.  Автор показывает  нам силу материнской любви.
–          О чем стихотворение «Порог»?
–          Оно было опубликовано в день похорон писателя 25 сентября 1883 года. За год до смерти  Тургенев просил редактора не включать его в сборник «Стихотворений…», боясь,  что цензура не пропустит в печать и остальные тексты.    Писателя глубоко потряс  суд на русской рево люционеркой  Верой Засулич. Однако образ героини в тексте – собирательный. В этот период в России назревала революция, и многие молодые люди, в том числе и девушки, готовы были  принести себя в жертву ради поставленной цели, отрекаясь даже от своих родныхи близких. Автор преклоняется перед своей героиней, восхищается ею. Заглавие метафорично. Девушку ставят перед выбором: бросить жребий и выбрать свою судьбу. если она переступит  порог – обречет себя на неизвестность,  «и никто… никто не будет даже знать, чью память почтить!». И вот диало заканчивается. Выбор сделан: «Девушка перешагнула порог – и тяжелая  завеса упала за  нею». Назад дороги нет. Особенно интересна концовка: в ней содержится оценка, которую могли бы  дать разные люди нравственным качествам героини ( «Дура», «Святая»).  Кто мог дать такую оценку?

Подводя итоги урока,  используем стратегию РАФТ ( Р –роль, А – аудитория, Ф – форма, Т – тема).

 «Воробей» «Два богача»   «Порог»
Р   автор автор автор
А Воробей и Трезор Мужик и баба Девушка и судьба
Ф Небольшой рассказ рассуждение диалог
Т Сила материнской любви милосердие самоотверженность

Таким образом, это лирические произведения в прозаической форме. Для него характерны все признаки лирического стих-я, за исключением ритма, рифмы: небольшой   объем, частое членение на мелкие абзацы, подобные строфам, повышенная эмоциональность стиля.                                                                    – Итак, ребята, что, по – вашему, объединяет все эти произведения?   В чем заключаются  непреходящие ценности, по мнению И.С.Тургенева?     Ответы  учащихся  оформляются в двух схемах.

Схема 1.  Схема  2.
Дом. задание:  выучить наизусть одно из стих-ий,  сделать анализ 1 – 2  стих-ий.

Check Also

Электрондық оқулықтардың үлгілерін көшіріп алыңыз

Сілтемені көшіріп алып адрес жолына қойып Enter-ді басыңыз, ары қарай скачать. Ана тілі 1-сынып   …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.