Наречие как часть речи.

Шаниязовой Рахимы Шарахметовны учителя русского языка и литературы средней школы имени Турара Рыскулова г. Шу Жамбыская область.
rahimaShan000Цель урока: систематизировать и расширить знания учащихся о наречиях.
Задачи:
Образовательная:

  • Дать определение наречию (посредством эффективного вида запоминания – эйдетизма). Объяснить отсутствие непостоянных морфологических признаков, доказав, что наречие – неизменяемая часть речи.

Развивающая:

  • Развитие логического мышления и речи учащихся при поиске и формулировании ответов на проблемные вопросы.Развитие таких мыслительных операций как сопоставление, классификация, анализ.

Воспитательная:
воспитание эстетического вкуса, любви к природе.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок-открытие новых знаний.
Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Мобилизующий этап

На доске запись:
Все весной в природе очень празднично нарядно оживленно.
Кукушка где-то кому-то отсчитывает остающиеся ему годы жизни удод издалека подает едва слышимую весточку а множество птиц легко порхая, оглашают воздух изумительно разномастным многоголосьем.

  • Прочитайте вслух данные предложения. Напишите их в следующем порядке. Сначала то из них, в котором есть самостоятельные части речи и категории слов, отсутствующие в другом предложении; затем оставшееся.

Учащиеся сначала записывают второе предложение, так как в нем есть глаголы, причастия, прилагательные, отсутствующие в первом предложении, затем — оставшееся; объясняют постановку запятых.

  • Актуализация знаний учащихся

Беседа учителя с учащимися по вопросам:

  • На какие группы делятся все части речи?
  • Какие части речи относятся к самостоятельным?
  • Что такое имя существительное?
  • Дайте определение имени прилагательного.
  • Что можно сказать о глаголе?
  • Какие особые формы глагола вам известны и чем они отличаются?

Сегодня мы познакомимся с ещё одной частью речи – наречием, научимся запоминать орфограммы; для этого попытаемся развить особый вид памяти – эйдетизм, заключающий в способности сохранять яркие образы предметов долгое время спустя после исчезновения их из поля зрения.
Интересна история данной части речи.
Наречия на О-Е стали формироваться как особый вид с середины XIX века. Процесс их образования не прекращается, по сей день. Устаревают или вымирают местоименные наречия: доселе, дотоле, отсель, столь, отколе и т.д.; происходят изменения типа: под тишком – исподтишка и т.д.
А что вы знаете о спорах ученых об этой части речи? (ответы были подготовлены учениками заранее).
1-й ученик: М.В.Ломоносов в «Российской грамматике» писал, что «наречия, которые принимают уравнения, суть по большей части имена прилагательные в среднем роде и неправедно к оной части слова причитаются».
2-й ученик: Ф.И.Буслаев в «Исторической грамматике» и работе «О преподавании отечественного языка» о наречии отзывался так: «Наречие не есть особая часть речи; это понятие синтаксическое, которое может быть выражено целым предложением».

  1. Изучение нового материала.

Правописание наречий не отличается особой легкостью. Усвоить его нам поможет «Цветовая таблица орфограмм наречий».
Цветовая таблица орфограмм наречий

rahimaShan0002Кстати как вы думаете, почему в таблице семь цветов и что они вам напоминают?
Правильно, это цвета радуги, их семь, и запомнить их можно, выучив это предложение: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый)

  1. Закрепление.

Прокомментировав таблицу при объяснении орфограммы «дефис в наречиях» можно использовать миниатюру Феликса Кривина, предлагаю ребятам записать её в свои тетради, привести собственные примеры.
Два слова в одном
Живут два наречия, крепко-накрепко соединенные между собой так, что их в грамматике считают одним наречием. Тихо-смирно живут, со стороны смотреть любо-дорого (кому-то смотреть любо, но им, возможно, это обходится дорого, потому что не так-то просто двум наречиям соединиться в одно).
Живут два наречия в одном – то ли волей живут, то ли неволей, а если, одним словом сказать, то живут они волей-неволей, Слов-то в тексте полным-полно, мало-мальски что не так – и пойдет все шиворот-навыворот. Лучше уж своей черточки держаться.
Живут два наречия… И вдруг, нежданно-негаданно, появляется между ними ещё одно слово. Всего-навсего одно слово, и маленькое такое, а все же свое, из песни его не выбросишь, даже если песня давным-давно надоела.
Ну теперь-то можно идти по жизни бок о бок, рука об руку, душа в душу жить, чтоб все было честь по чести. Хоть жить час от часу не легче, но надо жить. Ради этого, маленького, надо жить, потому что из песни его не выбросишь.
И тут они замечают: нет черточки. Той самой черточки, которая их прежде соединяла. Раньше-то у них все было любо-дорого, но зато крепко-накрепко, потому что было чему их скреплять, и им было за что держаться. А теперь они хоть и душа в душу – это уже не наречие… вот оно как бывает!.. а мы-то думаем! Мы-то думаем, что нас соединяет это словечко, которое из песни не выбросишь, даже если сама песня никуда не годиться. А на самом деле нас соединяет не лнл. На самом деле нас соединяет черточка. Совсем не заметная черточка, которая нас двоих соединяет в одно и без которой нам жить  и не дорого и не любо.
Ф.Кривин.
Затем –  словарная диктовка с проверкой по таблице:
Неряшливо, неправдиво, необычно; прекрасно, внезапно, увлеченно; издавна, начисто, добела, заживо, сначала, вдумчиво; свежо, неуклюже, хорошо, щемящее; по-нашему, по-соседски, по-доброму, во-первых, во-вторых; вскачь, сплошь, навзничь.
После этого учащиеся рассматривают рисунок, изображающий небо, озеро, радугу, в которой зеленый, желтый, голубой и красный цвета
rahimaShan0003
И отвечают на вопросы: Какую ошибку допустил художник? Что общего между радугой и наречием? Ответы учеников (ошибка – четыре цвета вместо семи, общее между радугой и наречием – количество цветов в радуге и орфограмм у наречия) являются переходом ко второй части урока – художественной.
Для более прочного запоминания всех семи орфограмм нам понадобятся… кисти, краски и бумага! Мы будем рисовать акварелью и слушать музыку И.Штрауса. (Немного об акварели. Слово это латинское, означает «водяная прозрачная краска», поэтому акварельными красками пишут, не перекрывая и почти не смешивая тона).
Итак, представьте теплый летний день у моря или реки, озера. Прошел небольшой дождь, на небе появилась радуга. А теперь попытайтесь изобразить увиденную картину на бумаге.
Рисунок наносите легким движением карандаша, затем смочите лист влажной кистью и беритесь за краски.
Во время работы звучит музыка И.Штрауса «На голубом Дунае», способствующая творческому настрою. В конце урока – выставка работ.

  1. Итог урока.

Домашнее задание: запомнить орфограммы по цвету, подготовить примеры к таблице.

Check Also

Электрондық оқулықтардың үлгілерін көшіріп алыңыз

Сілтемені көшіріп алып адрес жолына қойып Enter-ді басыңыз, ары қарай скачать. Ана тілі 1-сынып   …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.