Третьяковская галерея (заочная экскурсия).

Асанова   Салтанат   Асановна. учитель русского языка и  литературы  Жамбылская область город Шу средняя школа имени Турара Рыскулова.

saltaAsan000Цель мероприятия:  ознакомление учащихся с Третьяковской галерей, с биографией и творчеством    русских художников  XIX века: И.И.Левитана,
И.И.Шишкина, И.К.Айвазовского, А.К.Саврасова,
формирование творческой активности(выступать перед аудиторией), развитие интеллектуальных способностей, воспитание любви  к искусству и эстетических чувств учащихся через произведения русской живописи
    Наглядность: интерактивная доска, музыкальные произведения : Чайковского «Времена года», Шопена «Вальс № 10» и Штрауса
 Эпиграф: Художник не может творить, если его душа мертва, а сердце холодно. Он не будет живописцем и скульптором, если его чувства не воспринимают красок жизни, гармонии природы, если его не трогает судьба людей.
 
Ход мероприятия:
Слово учителя: Сегодня, ребята, мы с вами отправимся на заочную экскурсию в Третьяковскую галерею. По открыткам, по иллюстрациям всем хорошо знакомы многие работы Левитана, Шишкина, Айвазовского, Репина, Саврасова и многих других русских художников. Но когда чудесные полотна видишь своими глазами, словно заново открывается их красота.

Третьяковская галерея – крупнейший музей русского искусства, сокровищница национального изобразительного искусства, хранящая шедевры, созданные более чем тысячу лет. Галерея названа по имени московского купца и промышленника Павла Михайловича Третьякова, коллекционировавшего с 1856 года произведения современных ему художников.

Мы часто, рассматривая иллюстрации учебников, видим картины, но редко останавливаем  свое внимание на авторах и не задумываемся над тем, кто они и почему они нарисовали эти картины.

Наши экскурсоводы познакомят вас с историей создания Третьяковской галереи, с шедеврами известных русских художников XIX века и с тем, что их натолкнуло на написание своих картин. Вы не только познакомитесь с шедеврами живописи, но и услышите прекрасные лирические произведения созвучные с картинами.

III.Выступления экскурсоводов.
 
   Рассказ о Третьяковской галерее.  

Третьяковская галерея – один из самых замечательных русских музеев в Москве. Это крупная сокровищница русского и советского изобразительного искусства: живописи, графики и скульптуры от XI века до наших дней.

Основателем галереи был богатый купец Павел Михайлович Третьяков. Многие считали его чудаком, потому что все деньги он тратил на покупку картин. Третьяков был тонким ценителем и знатоком искусства. Он был не просто собирателем, он пристально следил за развитием русского искусства, радовался его успехам, заботился о том, чтобы лучшие произведения, отмеченные талантом, попадали в его собрание. Да и сами художники считали за высокую честь  выставление их работ в Третьяковке. Передовые мастера России: Перов, Крамской, Серов, Репин и другие видели в Третьякове человека, страстно преданного интересам русской культуры. Они высоко ценили его намерение превратить свою коллекцию в национальный музей. По  проекту художника Васнецова было построено здание  галереи для картин Третьякова.

К 80 – м годам  XIX века собрание Третьякова значительно  переросло рамки частной коллекции, и он сделал его доступным для общественного обозрения. В 1892 году Павел Михайлович передал свое собрание, а также коллекцию, завещанную ему братом С.М.Третьяковым, в дар  Москве.

В Третьяковской галерее находятся богатейшие коллекции древнерусской иконописи XI –XYIIв.в., живописи   XYIII- XX в.в., скульптуры и графики. Блистательно  показано в музее творчество талантливых пейзажистов И. Левитана, И.Шишкина, А.Саврасова,  мариниста  И. Айвазовского и многих других художников.

Москвичи там частые гости, а приезжающие обязательно стремятся попасть в Третьяковку. Полтора миллиона посетителей каждый год проходят через залы галереи. После  Великой Октябрьской революции коллекции картин многих богатых людей перешли к государству. Их тоже выставили в Третьяковской галерее , где стало тесно. Пришлось пристраивать новые помещения. Теперь там стало больше 60 (шестидесяти) залов. Просмотр залов галереи под музыку.
 
Рассказ о художнике Исааке Левитане
         Мы в 37 зале, где висят  картины известного пейзажиста Исаака  Левитана
Исаака Левитана называли певцом русской природы. Его полотна не спутаешь с работами других мастеров. Художнику  удавалось передать живое дыхание природы.

Исаак Левитан родился 18 августа 1860 года в небольшом городке Клебартий в еврейской семье среднего достатка. Его отец был мелким служащим в городском управлении. Стремясь дать детям образование, он перевез семью в Москву.

В 13 лет Левитан был принят в московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его преподаватели были крупнейшие русские художники Алексей Саврасов и Василий Поленов. Благодаря таланту и трудолюбию Левитан отлично закончил   училище, но совет училища отказал ему в присуждении Большой серебряной медали. Его произведение «Осенний день в Сокольниках» было приобретено Третьяковым в 1880, что явилось признанием художественного  таланта Левитана.

Живописец много путешествовал по России, побывал во Франции, Италии. Результатом поездок стали картины: «Вечер на Волге» 1888 года, «Корнищ. Юг Франции» 1894 года и другие.

С 1890 – 1895 год Левитаном написаны лучшие его произведения. Это картины     «У омута, «Над вечным покоем», «Владимирка». Картину «Владимирка» Исаак Левитан преподнес в дар Третьяковской галерее. Весной 1894 года художник приезжает в Тверскую губернию. Здесь им были написаны «Весна. Последний снег.», «Март», «Золотая осень». В 1898 году И.Левитан удостаивается звания академика пейзажной живописи. Но вскоре его здоровье резко ухудшается, лечение за границей мало помогает.

Он скончался 4 августа 1900 года.

В памяти современников и потомков Левитан остается не только благодаря пейзажам, большинство которых находится в Третьяковской галерее, но и благодаря рисункам, акварелям, книжным иллюстрациям.

Художник разработал оригинальную, свободную манеру письма, позволяющую запечатлеть характер русского пейзажа в разные времена года и разное время суток.

Осень в картинах Левитана. Чем ближе к зрелости, тем чаще мысль Левитана останавливалась на осени.

Правда, Левитан написал несколько превосходных весенних вещей, но почти всегда это была весна, похожая на осень. Самые  мягкие и трогательные стихи, книги и картины  написаны русскими поэтами, писателями и художниками об осени.

Осень на картинах Левитана разнообразна. Невозможно перечислить все осенние дни, перенесенные  им на полотно. Левитан оставил более ста «осенних» картин, не считая этюдов.

На них были изображены знакомые с детства вещи: стога сена,  почернелые от сырости; мален6ькие реки, кружащих в медленных водоворотах палую листву; одинокие золотые березы, еще не обитые ветром; небо, похожее на тонкий лед; косматые дожди над  лесными  вырубками. Но  во всех пейзажах, что бы они не изображали, лучше всего передана печаль прощальных дней, сыплющихся листьев, увядающих трав, тихого

Чтение стихотворений:

Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной …»
М.Ю. Лермонтов  «Осень», «Когда волнуется желтеющая нива»
А.Фет « Я пришел к тебе с приветом »

Рассказ о художнике Иване Ивановиче Шишкине
Это зал, в котором  размещены прекрасные картины художника И.И.Шишкина.

Иван Иванович Шишкин   родился 1832 году 13 января в Елабуге – в маленьком городке, расположенном на высоком берегу Камы. Впечатлительный, любознательный, одаренный мальчик нашел  незаменимого друга в своем отце. Небогатый купец, Иван Васильевич был человеком разносторонних знаний. Интерес  к старине, природе, к чтению книг он прививал к сыну, поощряя в мальчике любовь к рисованию. В 1848 году он был определен в ученики 1-ой казанской гимназии,  которую он оставил и с августа 1852 до января 1856 года обучался в  Московском училище живописи и ваяния. В училище сразу определилось влечение Шишкина к пейзажу. «Пейзажист – истинный художник, он чувствует глубже, чище,  – писал он. Природа всегда нова… и всегда готова дарить дары, что мы называем жизнь. Что может быть лучше природы .»

Имя Шишкина пользуется заслуженной известностью и любовью. С полотен художника смотрят на зрителя захватывающие своей величавой красотой образы русской природы: волнующиеся, как золотое море, хлебные поля, бескрайние русские равнины, одетые в седые туманы лесные дали, залитые солнцем и опьяняющие смолистым запахом сосновые леса, окутанные мглой лесные дебри. На полотнах И.И.Шишкина русская природа предстает перед нами богатырски могучей, величественной, раздольной и неисчерпаемо богатой. Богатырь русского леса – так называют Ивана Ивановича Шишкина.

Шишкин умел  видеть природу глазами самого народа и выразить в своих полотнах все сокровенные думы о земле, величавой красавице и доброй обильной кормилице.

Войдите в зал Третьяковской галереи, где висят картины Шишкина, и вам покажется, будто повеяло влажным дыханием, свежим ветром полей, стало солнечнее и светлее, На картинах Шишкина мы видим то  раннее утро в лесу после ночной бури, то бескрайние
просторы полей  с убегающей к горизонту  тропинкой, то таинственный полумрак лесной чащи.

Чтение стихотворений  А.С.Пушкин  «Осень»
С.Есенин «Нивы сжаты рощи голы».

Рассказ о картине «Корабельная роща»
 Стихотворение «На севере диком. Сосна»
               В 1890 году многие русские художники,  в том  числе и Шишкин, были привлечены к иллюстрированию лучших стихов М.Ю.Лермонтова. Выбор Шишкина остановился на стихотворениях М.Лермонтова «Сосна», «Родина».
Чтение стихотворений М.Ю.Лермонтова На севере диком …

«Корабельная роща» – последнее крупное произведение И.И.Шишкина, его «лебединая песня». Оно создано в 1898 году и является обобщением творческого и жизненного опыта художника, всех знаний, которые он накопил за немалую творческую жизнь. Эту картину художник написал у себя на Урале, в окрестностях города Елабуги, в Александровской роще.

Величавость, покой и невозмутимость – вот главные чувства , которыми проникнута картина. Перед нами – типичный русский пейзаж, изображение соснового мачтового леса в ясный солнечный день. В картине»Корабельная роща» Шишкин вновь воспевает природу с ее стройными лесами, смолистым воздухом, прозрачной водой и ласковым солнцем. Эта картина свидетельствует о том, что шестидесятишестилетний художник находился в полном расцвете  творческих  сил, но на этом его путь в искусстве оборвался.

8 марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина «Лесное царство».
 
Рассказ о художнике Иване Константиновиче  Айвазовском
            В  погожий летний день  в маленьком крымском городке Феодосии под плеск набегающей бирюзовой волны, в армянской семье Константина Гайвозяне родился 17 июля 1817 года сын Ованес… Этот день был ничем особо примечателен, но надо сказать, что навсегда прославил и город Феодосию и Россию.

Родился великий певец Айвазовский –виртуоз кисти, постигший все тонкости изображения  «марин» и достигший вершин славы. Его шедевры украшают лучшие собрания мира.

Художник создавший этот поток шедевров, обязан не только своему таланту и трудолюбию. Прежде всего создание мира его образов определенно родиной – Феодосией, где еще малышом он привык видеть и научился любить море.

Будучи живописцем главного морского штаба Айвазовский принимает  участие в ряде военных операций, создает картины с батальными сценами. Одним из самых известных произведений, написанным 1848 году, стал «Чесменский бой».

Море предстает у Айвазовского  как бы основой природы, в его изображении художнику удается показать всю жизненную красоту могучей стихии.

Одной из самых известных картин Айвазовского стал его «Девятый вал» написанный в 1850 году. Картина «Девятый вал» посвящена памяти В.Г. Белинского не прожившегося и сорока лет. Эта смерть сильно поразила Айвазовского. Как много  благородных, прекрасных мыслей внушил ему Белинский во время горячих споров. Айвазовский  изобразил раннее утро после бурной ночи. Первые лучи солнца освещают  бушующий океан  и громадный «девятый вал»,  готовый обрушиться на группу людей, ищущих спасение на обломках мачт. Сразу же представляется, какая страшная гроза прошла, какое бедствие терпел экипаж корабля и как  гибли моряки. Несмотря  на драматизм сюжета, картина не оставляет мрачного впечатления; наоборот, она полна света и воздуха и вся пронизана лучами солнца, сообщающими ей оптимистический характер. Эта картина нашла широкий отклик в момент ее появления и остается до наших дней одной из самых популярных в русской живописи.

Образ бушующей морской стихии волновал воображение многих русских поэтов. Ярко  отражено это в стихах Баратынского. Готовность к борьбе и вера в конечную победу звучат в его стихах:
Так ныне, океан, я жажду бурь твоих
Волнуйся,  восставай на каменные грани,
Он веселит меня, твой грозный, дикий рев,
Как зов давно желанной брани,
Как мощного врага мне чем-то лестный гнев…
Как мощного врага мне чем-то лестный гнев…

На формирование творчества Айвазовского большое влияние оказала поэзия А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова. в творчестве Айвазовского  семидесятых годов можно проследить появление ряда картин изображающих открытое море в полуденный час и серебряное крыло парусника, пенящего прозрачную, изумрудную волну, невольно будит в памяти поэтический образ Лермонтова:
Белеет парус одинокий…(цикл голубые Айвазовские)
Прощание Пушкина с Черным морем

Чтение стихотворения М.Ю.Лермонтова  «Парус»
А.С.Пушкин «Вновь я посетил..»

Айвазовский оставил след в истории не только как талантливый живописец, но и меценат. Скопив благодаря популярности своих работ немалый капитал, Айвазовский щедро занимался благотворительностью. На его деньги выстроено здание археологического музея в Феодосии, проведено большое количество работ по благоустройству города.

Айвазовский пережил два поколения художников, а его творчество охватывает огромный отрезок времени – 60 лет творчества.
Умер Иван Константинович Айвазовский 19 апреля 1900 года.

Рассказ  о художнике Алексее Кондратьевиче Саврасове
Алексей Кондратьевич Саврасов родился 12 мая 1830 года. Любовь к искусстве зародилась у мальчика в раннем возрасте.

А.К.Саврасов является одним из основоположников русской пейзажной живописи. В 1871 году художник создает одну из лучших работ «Грачи прилетели», эту картину он писал в селе Молвитино Костромской губернии.

Однажды утром разбудили художника неугомонные птичьи крики. Он глянул в окошко и рассмеялся: за окном голубело небо, саврасов настежь распахнул окна. Резкий холод ворвался в комнату. Робкий луч солнца проложил по снегам  голубые тени, снег стал рыхлым, заблестели первые лужицы. Но главное птицы! С ликующим  пронзительным криком, стаями и в одиночку, они кружили: вокруг ни хлопотали прилетевшие из-за моря долгожданные гостим.

Грачи прилетели! Грачи прилетели! – напевал художник, набрасывая на холсте деревья, почерневшие избы, маленькую церквушку.

Художник мастерски передает состояние природы. Это своего рода рассказ о том, что происходит в природе с приходом весны. Это картина – символ весны как духовного и душевного возрождения.

Исаак Левитан писал об этой картине: «Какая простота! Но за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую  душу художника, которому все дорога и близко! ». Произведение  было сразу же куплено П.Третьяковым для его коллекции.

К сожалению, в массовом сознании Алексей Саврасов так и остался автором одной картины. Хотя и до, и после написания этого великого произведения художником было создано множество прекрасных работ –  «Проселок», «Радуга», «Зима», «Распутица», «Оттепель», «Рожь», «Закат над болотом», «Дворик». Однако личная драма художника, случившегося  с ним в последнее десятилетие 19-го века, отодвинула на второй план и имя мастера, и его произведения. Бедность , семейные неурядицы, ранняя смерть нескольких детей и охлаждение со стороны публики, привели художника к глубокому расстройству.

Известные его картины: «Лосиный остров в Сокольниках»(1869. «Вид на Кремль от Крымского в ненастную погоду» (1851), «Сельский вид»(1867)  и другие.

«Без воздуха пейзаж – не пейзаж! Сколько  в пейзаж березок или елей ни сажай, что ни придумывай, если воздух не напишешь – значит пейзаж дрянь»- писал А.Саврасов.

В конце 1870 Саврасов тяжело заболевает, в его творчестве все более становятся мрачные мотивы. Последние годы он провел в нужде. Он умер в одиночестве 26 сентября 1897 в Москве, в больнице для бедных. И прав был Исаак Левитан, любимый ученик Саврасова, который в память о своем учителе написал в 1897 году: «Не стало одного из самых глубоких русских художников… С Саврасова появилась лирика  в живописи  пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле…»

Чтение стихотворений
Ф.Тютчев «Зима недаром злится..»
В.Иванов «Весенняя оттепель»
А.Майков «Ночь на жниве»

Заключительное слово учителя: На этом на сегодня закончилась наша заочная экскурсия в Третьяковскую галерею. О галерее и картинах в ней можно говорить очень много и много. На этом мероприятии вы увидели, что поэзия и художество неразделимы. Поэт пишет словами, а художник кистью и красками и что оба передают свои чувства, свой восторг, свою любовь к окружающему миру через искусство. Искусство есть у каждого народа. Оно живет пока живет человек. И у нашего народа есть такие же прекрасные художники и поэты, которые также с помощью кисти и слов  передают свое восхищение, свои мысли и познакомили другие страны о достоянии нашего народа. Это художники такие, как  Абильхан Кастеев,  Хакимжан Наурызбаев,  Шакен Ниязбеков, Молдахмет Кенбаев, Сахи Романов, Жанатай Шарденов и многие другие. А так же прекрасные поэты,  как Фариза Онгарсынова, Олжас Сулейменов, Мухтар Шаханов. Вы наверное подумали, есть и другие почему только их я назвала. А потому, что они прекрасно  владеют и пишут на двух языках: на русском и на казахских языках. И вы также должны овладевать знаниями и говорить на нескольких языках. Если хоть немного вы заинтересовались миром прекрасного – миром искусства, то я вам говорю большое спасибо и в заключение послушайте стихотворение  Зумакуловой  «Два языка».

Check Also

Электрондық оқулықтардың үлгілерін көшіріп алыңыз

Сілтемені көшіріп алып адрес жолына қойып Enter-ді басыңыз, ары қарай скачать. Ана тілі 1-сынып   …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.