Химия 9 класс – тетрадь для практических работ

Павлодарская область Баянаульский район
Составители: Садуакасова Карлығаш Абдыкапаровна, учитель химии Баянаульской общеобразовательной школы №2 Досмагамбетова
Салтанат Сейтжановна, учитель химии казахской школы гимназии имени Ш.Айманова,
Рецензент: методист ИПК ПК Подолец Марина Владимировна

Данное учебно-методическое пособие предназначено для организациии самостоятельной работы в основных школах Республики Казахстан. Является дополнительным пособием для проведения практических работ. Позволяет организовать самостоятельную работу, развить логическое мышление и развивать умение делать выводы.
Тетрадь для практических работ предназначена учащимся 9-го класса.

Пояснительная записка

Главная педагогическая задача, стоящая перед практическими работами, состоит в том, что экспериментальным путем знакомить учащихся с составом вещества и их химическими свойствами и применением. Для этого ученик должен обладать знаниями: какие вещества и в каком количестве необходимо взять для получение нового вещества, изучение его состава и химических реакций, какие и как надо при этом выполнять операции(смешивание, растворение, нагревание и т.д.), как наблюдать, как сделать выводы.
На начальном этапе изучения наиболее приспособленными к особенностям познавательной деятельности учащихся является инструкции в виде алгоритма, т.е. разделены работы с четкой формулировкой заданий на каждом этапе и последовательностью выполнения опыта.
Успех выполнения практической работы учащимися зависит от:
1. четкости формулировки цели или задания
2. знание операций, которые необходимо провести, последовательности, приемов выполнения, мер предосторожности,
3. умение определять перечень необходимого оборудования,
4. знание, как надо фиксировать наблюдения, оформить их результаты в виде отчета
В пособии использовано инструкции для выполнения практических занятий и решения экспериментальных задач.

Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и иcкусном применений всего того, что знаешь.
Дистервег

Химия 9 класс Программа практических работ:

№ Темы Цели
1 Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация и свойства электролитов» Экспериментальным путем получая новые вещества с помощью реакции ионного обмена, доказать, что свойства электролитов – это свойства ионов, научить рациональному использованиб реактивов, усовершенствованию практических навыков.
2 Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы» Исследование химических свойствчасто встречающихся неметаллов, усовершенствование навыков написания ионных уравнений
3 Решение экспериментальных задач по теме «Металлы» Изучая химические свойства металлов и их соединений, усовершенствование навыков написания ионных уравнений

Все человеческое умение-
не что иное, как смесь терпения и времени
Онере де Бальзак

Практическая работа №1
Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация и свойства электролитов»
Цель работы: Экспериментальным путем получая новые вещества с помощью реакции ионного обмена, доказать, что свойства электролитов – это свойства ионов, научить рациональному использованиб реактивов,усовершенствованию практических навыков.

Соблюдение техники бесопасности при проведение практических работ:
1. При при работе с кислотами, щелочью соблюдайте осторожность.
2. Пробирку и склянку с кислотой и щелочью держите над столом.
3. Вешества длля проведение опытов старайтесь брать точнее и небольших количествах
4. Помните некоторые газы и твердые вещества ядовиты!
1. Выполните задание:
Допиши предложение: Реакции в растворах электролитов протекают до конца, если:
1. _____________________________________________________________
2. _____________________________________________________________
3. _____________________________________________________________
2. Проведите реакции между растворами следующих веществ, напишите уравнение реакций в молекулярном и ионном виде:
a) Молекулярное уравнение: CuCL2 + KOH = __________________________
Полное ионное уравнение: __________________________________________
Сокращенное ионное уравнение:_________________________________________________________
Объясните результаты наблюдения: ___________________________________________________________________
_______________________________________________________________

б) Молекулярное уравнение : Na2CO3 + HNO3 = _________________________
Полное ионное уравнение: ___________________________________________
Краткое ионное уравнение: _______________________________________
Объясните результаты наблюдения: _________________________________________________________________
__________________________________________________________________в) Молекулярное уравнение : NaOH + HNO3 = __________________________
Полное ионное уравнение: _______________________________________
Краткое ионное уравнение: _______________________________________
Объясните результаты наблюдения: __________________________________________________________________
___________________________________

3.Выполните задание:
Используя таблицу «Изменение цвета индикаторов в растворах солей».
среда Индикаторы
лакмус фенолфталейн метилоранж
Нейтральная Цвет не меняется Цвет не меняется Цвет не меняется
Кислая Краснеет Цвет не меняется Розовеет
Щелочная Синеет Приобладает малиновый цвет Желтеет

Определите среду данных растворов солей с помощью лакмуса. Заполните таблицу:
Растворы солей Формулы солей Нейтральная Кислая Щелочная
Хлорид натрия
Хлорид меди (ІІ)
Карбонат натрия
Нитрат алюминия
Запишите уравнение реакции гидролиза, наблюдение и дайте им объяснение: ______________________________________________________________________
______________________________________________________________
__________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_______________________________________________________________

4. По окончание практических работ привести в порядок рабочее место и сделать выводы о проделанной работе, заполнив таблицу:

Что брали? Что делали? Что наблюдали? Выводы. Уравнения реакции

Шкала оценивания:
1 задание – 2 балла;
2 задание: а) 2 балла, б) 2 балла,
в) 2 балла, итого – 6 баллов;
3 задание – 5 баллов;
4 задание – 5 баллов;
Всего: 18 баллов

«5» – 16-18 баллов;
«4» – 10 – 15 баллов;
«3» – 3-8 баллов;
«2» – 0-2 балла;

И в мыслительных процессах много еще ручного труда

Практическая работа №2
Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы».
Цель работы: Исследование химических свойствчасто встречающихся неметаллов, усовершенствование навыков написания ионных уравнений

При выполнение практических с использованием растворов кислот и щелочей следует помнить, что при работе с кислотами и щелочью соблюдайте осторожность, наливая их растворы в пробирку держите их на расстоянии от себя, не допускайте попадания на одежду, лицо и руки.

1 задание:
Используя имеющие реактивы: растворы гидроксида натрия, карбоната натрия, сульфата аммония, нитрата бария, лакмус, фенолфталейн, карбонат калия, нитрат аммония и фосфат натрия, практически осуществите превращение веществ по следующей схеме, напишите ионные уравнение реакции:
CuSO4 — Cu(OH)2—CuCl2
Ход работы:
1. _______________________________________________________________ ____________________________________________________________________
_______________________________________________________
______________________________________________________________

2. ___________________________________________________________________
________________________________________________________
_______________________________________________________________
____________________________________________________________

Объясните, почему проведенные реакции идут до конца:
______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_________________________________________________________________
_______________________________________________________________

2 задание: Допишите предложение: Качественное раекция это – ___________________________________________________________________
_________________________________________________________________

Определите качественный состав сульфата аммония.
Для определение качественного состава сульфата аммония необходимо:
Оборудование:
_____________________________________________________________________
_______________________________________________________________
Вещества: ____________________________________________________________________
________________________________________________________________
Напишите молекулярное и ионное уравнение соответствующих реакций: ___________________________________________________
Ход работы:
1. _______________________________________________________________ ______________________________________________________________________
_____________________________________________________
2. ____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
____________________________________________________
3. ______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
_________________________________________________

3. По окончание практических работ привести в порядок рабочее место и сделать выводы о проделанной работе, для этого заполните таблицу ниже:

Что брали? Что делали? Что наблюдали? Выводы. Уравнения реакции

Шкала оценивания:

1 задание – 6 балла;
2 задание: – 6 баллов;
3 задание – 5 баллов;

Всего: 17 баллов
«5» – 15-17 баллов;
«4» – 9 – 14 баллов;
«3» – 3-8 баллов;
«2» – 0-2 балла;

Очень полезно оттачивать и шлефовать свой ум об умы других.
Монтель
Практическая работа №3
Решение экспериментальных задач по теме «Металлы».

Цель: Изучая химические свойства металлов и их соединений, усовершенствование навыков написания ионных уравнений

1. Осуществите устно взаимопроверку на знание техники безопасности:
А) Какую помощь необходимо осуществить при отравлении парами газов?
Б) Какие действия необходимо осуществить, если кислота и щелочь попала на кожу или одежду?

2. Выполните задание: Назовите качественные реакции на соли железо, кальция и алюминия: ___________________________________________________________________
_____________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________

Какие общие химические свойства характерны для металлов?
____________________________________________________________________
____________________________________________________________
3. На практике определите, в какой пробирке находится раствор каждой из солей; хлорид железа (ІІІ), хлорид алюминия, хлорид кальция. Осуществите возможные реакции, напишите соответствующие уравнения: Заполните таблицу:
Реактивы FeCl3 CaCl2 AlCl3
NaOH
Na2CO3
Na2S

__________________________________________________________________
__________________________________________________________________.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________.
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________.

4. Выполните задание:
Из оксида кальция получите хлорид кальция с помощью процессов, которые можно осуществить опытным путем, напишите ионные уравнение реакции;
А) CaO — Ca(OH)2 — CaCL2 ____________________________________________________________________
________________________________________________________________.
____________________________________________________________________
________________________________________________________________.
Б)По сокращенному ионному уравнению Мg2+ + 2OH- = Мg(OH)2↓ составьте полную ионную, молекулярную уравнения реакции: _____________________________________________________________________
_______________________________________________________________.
_____________________________________________________________________
_______________________________________________________________.

5. По окончании практической работы привести в порядок рабочее место и сделать выводы о проделанной работе, заполнив таблицу:

Что брали? Что делали? Что наблюдали? Выводы. Уравнения реакции

Шкала оценивания:

1 задание – 2 балла;
2 задание: – 2 баллов;
3 задание – 6 баллов;
4 задание – а)5 баллов, б) 5 баллов
5 задание – 5 баллов
Всего: 25 баллов
«5» – 22-25 баллов;
«4» – 16 – 21 баллов;
«3» – 4 – 15 баллов;
«2» – 0 – 3 балла;

Использованная литература:

1. Н.Н.Нурахметов, К. А.Сарманова, К.М. Джексембина, Н.А.Заграничная, “Химия” 9 класс, Алматы, издательство “Мектеп” 2009 г.
2. Н.Н.Нурахметов, К.М.Жексембина, К.А. Сарманова, “Химия” 9 класс, меиодическое руководство, Алматы, издательство“Мектеп” , 2009 г.
3. Министерство образования и науки Республики Казахстан
Национальная академия образования им. Ы. Алтынсарина.
Учебная программа ХИМИЯ Для 8-9 классов общеобразовательной школы с русским языком обучения 2010 г.

Содержание:
Предисловие………………………………………………………………………………..3

Цели практических работ…………………………………………………………………4.
Практическая работа №1 Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация и свойства электролитов» ………..5-6
Практическая работа №2 Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы»……………………………………………………………………………….7-8
Практическая работа №3 Решение экспериментальных задач по теме «Металлы»…………………………………………………………………………………9-10
Использованная литература…………………………………………………………..11

Check Also

География -10. §52 Ресей халқы, еңбек ресурстары.

Мырзакулова Мереке Сейсеналиевна. Жамбыл облысы Шу қаласы Төле би орта мектебінің география   пәні мұғалімі. «Гүл сыйлау» …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.