ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Автор статьиМухамадиева Назигуль Киноятовна, г. Усть-Каменогорск, Восточно-Казахстанский гуманитарный колледж, преподаватель английского языка с методикой преподавания

  1. 1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ПРОЕКТНОЙ  ТЕХНОЛОГИИ  КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ  КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ  ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Когда человек хочет узнать – он исследует …

М.Горький

Законом «Об образовании РК» утвержден принцип вариативности в выборе форм и методов технологий обучения, учителям, педагогам образовательных учреждений использовать наиболее оптимальный, на их взгляд вариант, конструировать педагогический процесс по любой модели, включая и авторские. Сегодня среди существующих технологий наиболее полной и популярной формой организации учебно-воспитательной работы с учащимися для развития их самостоятельной познавательной деятельности является метод проектов, которое соединяет все элементы новых обучающих технологий.

2. Технология проектной деятельности

2.1. Актуальность технологии — заключается в том, что в настоящее время объяснительно-иллюстративный способ обучения стал уступать место новым развивающим технологиям. Традиционные способы информации – устная и письменная речь – уступают место компьютерным средствам обучения, телекоммуникационным сетям глобального масштаба. Функции запоминания в процессе учения все более уступает приоритету развития умственных действий, позволяющих учащимся самостоятельно добывать и использовать необходимую информацию.

2.2. Новизна технологии — это создание персональных проектов, с применением исследовательского метода

2.3.Содержание технологии

Каждый  учебный предмет имеет свою специфику и соответственно специфику использования тех или иных методов технологии обучения. Специфика предмета «Иностранный язык» заключается в том, что ведущим компонентом содержания обучения иностранному языку является способы деятельности – обучение различным видам речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению, письму.

Цель обучения ИЯ в учебных заведениях состоит в овладении коммуникативной компетенцией, т.е. предусматривается обучение не столько системе языка (лингвистической компетенции), сколько практическому овладению ИЯ.

Учитывая специфику предмета «иностранный язык», метод проектов обеспечивает необходимые условия для активизации познавательной и речевой деятельности учащихся.

Метод проектов – педагогическая образовательная технология, ориентированная на применение имеющих знаний и приобретение новых, порой и путем самообразования. Активное включение учащихся  в создание тех или иных проектов дает им возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде, поскольку в процессе работы над проектом учащиеся выполняют разные социальные роли: лидера, организатора, докладчика, эксперта, исследователя и т.д.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.

1.Цели и задачи использования проектной технологии:
-повышение качества знаний учащихся
– создание ситуации успешного обучения и развития учащихся методами и формами образовательной технологии.

Задачи:
-Личностно – ориентированный подход в обучении
-Развитие познавательной активности.
-Формирование навыков самостоятельной работы.
-Отбор изучаемого материала.
-Реализация творческого потенциала.
-Формирование крепких знаний, умений и навыков.

2. План проектной деятельности:

1. Подготовка к работе над проектом.
2. Выбор проблемы.
3. Сбор информации.
4. Разработка собственного варианта решения проблемы.
5. Реализация плана действий команд.
6. Подготовка к защите проектов.
7.Презентация проектов.
8. Рефлексия (анализ)

3. Типология проектов:

В соответствии с доминирующей в проекте деятельностью:
•  Исследовательские
•  Ролевые
•  Творческие
•  Ознакомительно-ориентированные или информационные
•  Практико-ориентированные или прикладные

В соответствии с предметно-содержательной областью:
•  Монопредметные (в рамках одного предмета; выбираются сложные разделы; в ходе серии уроков)
•  Межпредметные (в рамках нескольких предметов; внеурочное время)

По характеру координации:
•   С открытой, явной координацией (координатор проекта направляет участников, организует отдельные этапы)
•  Со скрытой координацией (координатор проекта выступает как полноправный участник)

По количеству участников:
•   Индивидуальные;
•   Парные
•   Групповые

По продолжительности выполнения:
•    Краткосрочные (несколько уроков);
•   Среднесрочные (от недели до месяца);
•   Долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).

2.4. Практическая значимость технологии

Главная цель любого проекта – формирования ключевых компетенции, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации. Использование проектной технологии формирует у учащихся следующие умения и навыки:

1. Рефлексивные умения
– умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний
– умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения задачи

2. Поисковые (исследовательские) умения
– умения самостоятельно привлекать знания из различных областей
– умения самостоятельно найти информацию в информационном поле
– умения находить несколько вариантов решения проблемы

3. Умения и навыки работы в сотрудничестве
– умения коллективного планирования
– умение взаимодействовать с любым партнером
– умения взаимопомощи в группе в решении общих задач
– навыки делового партнёрского общения

4. Менеджерские умения и навыки
– умение планировать деятельность, время, ресурсы
– умение проектировать процесс
– умение принимать решения и прогнозировать их последствия
– навыки анализа собственной деятельности

5. Коммуникативные умения
– умения вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.
-умения вести дискуссию
-умение отстаивать свою точку зрения
-умение находить компромисс
-навыки интервьюирования, устного опроса

5. Презентационные умения и навыки
– навыки монологической речи
– умение уверенно держать себя во время выступления
– артистические умения
– умение пользоваться средствами наглядности при выступлении
-умение отвечать на незапланированные вопросы.

2.5.Результативность использования данной технологии
Уровень успеваемости по предмету стабилен и составляет 100%. Сравнительный анализ качества знаний показывает, что в целом более 50% учащихся успевают на «4» и «5».

Таблица 1. Результативность успеваемости учащихся за последние 2 года по английскому языку:

Учебный год ( I п/е)  2009-2010                 (II п/е)   2009-2010 Успеваемость по предмету в % 100%                            100%
Качество знаний % 51%                             57%

Учебный год ( I п/е)    2010-2011                (II п/е)   2010-2011 Успеваемость по предмету в % 100%                            100%
Качество знаний % 52%                             59%

Таблица 2. Результативность успеваемости учащихся группы 3-ин.яз.-1 за последние 2 года по предметам: «Практикум по иностранному языку» и «Домашнее чтение»:

Учебный год ( I п/е)  2009-2010                 (II п/е)   2009-2010 Успеваемость по предмету в % 100%                               100%
Качество знаний % 33,5%                             40,7%

Учебный год ( I п/е)    2010-2011                (II п/е)   2010-2011 Успеваемость по предмету в % 100%                               100%
Качество знаний % 35,7%                              42%

Эффективность использования проектной технологии:
-Повышается внутренняя мотивация в изучении иностранного языка
-Улучшается техника чтения на английском языке
– Расширяется языковой материал
– Расширяется общий кругозор учащихся
-Развиваются коммуникативные навыки, умение вести дискуссию на англ.яз.
-Развиваются личностные качества учащихся: самостоятельность, инициативность, чувство коллективизма, самооценка, готовность к решению различных проблем, а также вышесказанные приобретенные умения и навыки позволят учащимся быть мобильным в обществе, что может стать в будущем гарантом успеха и социальной защищенности.

Check Also

ҰБТ – 2017 жаңа форматы және мамандықтар туралы толық мәлімет.

Ұлттық бірыңғай тестілеудің екі кезеңде өтеді. Қорытынды аттестаттау – бұл мемлекеттік бітіру емтиханы. ҰБТ– жоғары оқу …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.