ИНФОРМАТИКА. Перечень учебно-методических комплексов, разрешенных к использованию в организациях образования в 2009-2010 учебном году, определен приказами МОиН РК №160 от 03.04.2009

«Информатика» как учебный предмет является одним из составляющих государственного компонента базисного учебного плана среднего общего образования Республики Казахстан.

Школьный курс информатики призван обеспечить достаточно полный объем фундаментальных знаний в области информатики, развитие мышления, познавательной и творческой способностей школьников, формирование понимания ими роли информатики в жизни информационного общества и развитии общечеловеческой культуры, формирование научных взглядов на природу, социально значимых ориентацией, обуславливающих отношение человека к миру, систему ценностей личности, навыков творческого приложения знаний в решении проблем.

Перспектива развития содержания школьной информатики связана с существенным расширением объекта исследования науки информатики в области формирования информационной грамотности и информационной культуры учащихся.

Информатика стала теоретической основой формирования у учащихся информационной картины мира, а также с развитием  компьютерной техники и информационно-коммуникационных технологий,  ее неотъемлемой составной частью. Быстрыми темпами развиваются средств информационно-коммуникационных   технологий, в соответствии создаются прикладные программные средства, офисные программы и т.п. Многие из них находят отражение в содержаниях курсах информатики  старших классов. Вместе с тем существует проблема более полного и более раннего изучения этих вопросов.

Изменение приоритетов в школьном образовании диктует выделить следующие наиболее общие цели обучения информатике:

  • подготовка учеников к активной полноценной жизни и работе в условиях информационного общества;
  • воспитание у учащихся информационной культуры, адекватной информационно-коммуникационным  технологиям;
  • обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися  основ информатики – знаниями о процессах преобразования, передачи и использования информации;
  • раскрытие им значения информационных процессов в формировании современной научной картины мира, роли информационно-коммуникационных технологий и компьютерной  техники в развитии современного общества;
  • привитие учащимся навыков сознательного и рационального использования компьютеров в учебной, а затем и в профессиональной деятельности;
  • создание условий для внедрения информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы.

Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:

  • формирование основ научного мировоззрения (включает в себя получение знаний о значении информационных процессов в создании научной картины мира и их роли в живой природе, технике, обществе, о значении информатики и вычислительной техники в развитии общества и в изменении содержания и характера труда человека);
  • развитие мышления учащихся (в частности алгоритмического, операционного и модульно-рефлексивного стиля мышления);
  • подготовка учащихся к практической деятельности, труду и продолжению образования (связана с формированием знаний об основных принципах работы компьютера, способах передачи информации, об основных этапах информационной технологии решения задач в широком смысле; умений моделирования и применения их в разных предметных областях; умений и навыков сознательного и рационального использования компьютера в качестве средства для решения практических задач).

На основе этих задач в учебной программе раскрываются более конкретные дидактические задачи обучения информатике, среди которых наиважнейшей является научить учащегося способам добывания знаний.

В 2009-2010 учебном году обучение информатике в 7-11 классах общеобразовательной школы Республики Казахстан осуществляется на основе Государственного общеобязательного стандарта среднего общего образования РК по предмету “Информатика”, утвержденного приказом МОН РК за № 693 от 24.09.2002 г.

В Базисном учебном плане для изучения информатики на основной ступени школы (7-9 классы) предусмотрен  1 час  в неделю, 102 часа в учебном году, в том числе:

7  класс – 1 час в неделю, 34 часа в учебном году,

8  класс – 1 час в неделю, 34 часа в учебном году,

9  класс – 1 час в неделю, 34  часа в учебном году.

Одним из направлений реформы казахстанского образования, ориентированных на создание конкурентоспособного образовательного поля,  является профилизация старшей ступени школы. При этом предусматривается поэтапный переход на профильное обучение в старших классах 11-летней школы.  При этом предусматривается выбор школьниками общественно-гуманитарного или естественно-математического направления обучения. В классах естественно-математического направления на изучение информатики выделяется 1 час в неделю (68 часов за 2 года обучения в 10-11 классах); на общественно-гуманитарном направлений – 1 час в неделю                         (68 часов за 2 года обучения в 10-11 классах). На любом профиле обучения для учащихся, проявляющих повышенный интерес к информатике и ее практическим приложениям, школа может увеличить число часов на изучение информатики путем предоставления курса по выбору.

При обучении информатики  в 7-9 классах следует использовать программу «Информатика» для 7-9 классов общеобразовательной школы с казахским и русским языками обучения. – Алматы: РОНД, 2003 (приказ МОН РК № 148 от 11.03.2003г); Программы «Информатика» для 8-9 классов общеобразовательной школы. – Алматы, 2004 (приказ МОН РК                               от 12.05.2004г. № 450).

В 10-11 классах используются следующие программы, утвержденные Приказом № 672 от 18.10.2005 г. МОН РК:

1.                     Программы по информатике для 10-11 классов общеобразовательной школы естественно-математического направления. Ермеков Н., Мухамбетжанова С.Т. // Программы по информатике для 10-11 классов общеобразовательной школы. – Алматы: КАО им.Ы.Алтынсарина, 2006.
  1. Программы по информатике для 10-11 классов общеобразовательной школы общественно-гуманитарного направления. Ермеков Н., Мухамбетжанова С.Т. // Программы по информатике для 10-11 классов общеобразовательной школы. – Алматы: КАО им.Ы.Алтынсарина, 2006.

Примечание к программе. В программе допущены технические ошибки. В связи с этим просим считать предложение на странице 4: ««Курс рассчитан на 1 час в неделю по каждому классу  (в 10 и 11 классах) с общим объемом годовой нагрузки 68 часов».

Перечень учебно-методических комплексов, разрешенных к использованию в организациях образования в 2009-2010 учебном году, определен приказами МОиН РК №160 от 03.04.2009:

  1. 7 класс. Информатика. Ермеков Н., Стифутина Н. – Алматы: Атамура, 2007.
  2. 8 класс. Информатика. Ермеков Н., Стифутина Н.  – Алматы: Жазушы, 2008.
  3. 9 класс. Основы информатики и вычислительной техники.                 Бурибаев Б., Накисбеков Б., Мадьярова Г.  – Алматы: Мектеп, 2009.
  4. 9 класс. Информатика (Паскаль). Н.Ермеков,  В.Криворучко,  Л.Кафтункина – Алматы: Мектеп, 2009.
  5. Информатика. Ермеков Н., Криворучко В.А., Ногайбаланова С.Ж. Учебник для 10 класса общеобразовательной школы с русским языком обучения (естественно-математическое направление). – Алматы: Жазушы, 2006.
  6. Информатика. Ермеков Н., Криворучко В.А., Ногайбаланова С.Ж. Учебник для 10 класса общеобразовательной школы с русским языком обучения (общественно-гуманитарное направление). – Алматы: Жазушы, 2006.
  7. Информатика. Ермеков Н., Криворучко В.А., Ногайбаланова С.Ж. Учебник для 11 класса общеобразовательной школы с русским языком обучения (естественно-математическое направление). – Алматы: Жазушы, 2007.
  8. Информатика. Ермеков Н., Криворучко В.А., Ногайбаланова С.Ж. Учебник для 11 класса общеобразовательной школы с русским языком обучения (общественно-гуманитарное направление). – Алматы: Жазушы, 2007.

 

В соответствии 7-11 классах общеобразовательных школ  рекомендуется использовать  следующие учебно-методические комплексы:

1. 7 класс. Информатика. Методическое пособие. Н.Ермеков, С.Давиденко, С.Пилипенко. – Алматы: Жазушы, 2008.

2. 7 класс. Практикум по информатике. Н.Ермеков, С.Давиденко, С.Пилипенко. – Алматы: Жазушы, 2008.

3.  8 класс. Информатика. Методическое пособие. Н.Ермеков, С.Давиденко, С.Пилипенко. – Алматы: Жазушы, 2008.

4. 8 класс. Практикум по информатике. Н.Ермеков, С.Давиденко, С.Пилипенко. – Алматы: Жазушы, 2008.

5. 9 класс. Основы информатики и вычислительной техники. Методическое пособие. Б.Накысбеков,  А.Мухамеди, Г.Мадьярова. – Алматы: Мектеп, 2009

6. 9 класс. Основы информатики и вычислительной техники. Сборник задач и упражнений. Б.Бурибаев, Р.Дузбаева, А.Махметова – Алматы: Мектеп, 2009

7. 9 класс. Информатика (Паскаль). Методическое руководство. Н.Ермеков,  В.Криворучко,  Л.Кафтункина – Алматы: Мектеп, 2009

8. 10 класс. Информатика. Методическое руководство (общественно-гуманитарное направление). Н.Ермеков, В.Криворучко, О.Заречная  – Алматы: Жазушы, 2006.

9. 10 класс. Информатика. Дидактические материалы (общественно-гуманитарное направление). Н.Ермеков, В.Криворучко,  Н.Стифутина – Алматы: Жазушы, 2006.

10. 10 класс. Информатика. Методическое руководство (естественно-математическое направление). Н.Ермеков, В.Криворучко,  Н.Шпигарь – Алматы: Жазушы, 2006.

11. 10 класс. Информатика. Дидактические материалы (естественно-математическое направление). Н.Ермеков, В.Криворучко,  Н.Стифутина – Алматы: Жазушы, 2006.

12. 11 класс. Информатика (общественно-гуманитарное направление) Н.Ермеков, В. Криворучко, С.Ногайбаланова       – Алматы: Жазушы, 2007

13. 11 класс. Информатика. Практикум. Дидактические материалы (общественно-гуманитарное направление) Н.Ермеков, В.Криворучко, С.Ногайбаланова    – Алматы:         Жазушы, 2007

14. 11 класс.  Информатика (естественно-математическое направление). Н.Ермеков, В.Криворучко, М.Ногайбаланова- Алматы: Жазушы, 2007

15. 11 класс. Информатика. Практикум (естественно-математическое направление). Н.Ермеков, В.Криворучко, С.Ногайбаланова – Алматы: Жазушы, 2007

При большом числе учащихся, желающих изучать информатику углубленно, школа имеет право за счет часов, выделяемых базисным учебным планом на профильные курсы, добавлять к 1 недельным часам на профильном уровне еще 2 часа в неделю на изучение информатики. Требования к подготовке учащихся определяются стандартом по информатике  для соответствующих  уровня.

При организации профильного обучения на старшей ступени школы необходимо заложить в учебный план школы прикладные курсы по выбору. Это могут быть курсы следующего содержания: «Объектно-ориентированное программирование», «Оператор ЭВМ», «Компьютерное делопроизводство», «Компьютерная графика», «Web-дизайн», «Информационные системы»,  «Flash-программирование» и др.

Изучение информатики как учебного предмета по выбору учащихся, а также углубленное факультативное изучение ее может начинаться с 8 класса общеобразовательной школы.

Перечисленные выше учебные программы и учебники являются основными для использования при обучении информатике. Кроме них в учебном процессе могут использоваться дополнительные учебные пособия для углубленного или факультативного изучения информатики. Учителю в соответствии с профилем школы (классов)  в физико-математических, технических лицеях, гимназиях, классах с углубленным изучением физики, математики, информатики парал­лельно с указанными учебниками, по его выбору, рекомендуется использовать  дополнительные литературы и электронные учебники издательств «Арман-ПВ – 2008», «НЦИ – 2008», «Атамұра-2005», «Аруна Ltd – 2008»  и др.

При обучении информатике  в общеобразовательных школах с уйгурским, узбекским языками обучения используются переводные учебники.

Реализация образовательной программы по информатике осуществляется в условиях специально оборудованного современными компьютерными техниками кабинете и обеспечивается наличием  ППС, печатных пособий, мультимедийных электронных учебников, аудио и видеофильмов и т.п.

Библиотечный фонд школы должен содержать необходимую учебно-методическую литературу по учебному предмету “Информатика” соответственно установленным нормативам и составу учебно-методического комплекса. Библиотечный фонд и информационная база должны быть доступными учащимся для пользования.

 

Check Also

Диаграммаларды құру. 8-сыныпқа арналған қысқа мерзімді сабақ жоспары.

Токсанбаева Гульнара Казизовна. І санатты информатика және математика пәнінің мұғалімі  «Рыков атындағы орта мектебі» коммуналдық …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.