УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ТРЕНИНГОВЫХ КУРСОВ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

АО «Национальный центр информатизации»

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ТРЕНИНГОВЫХ КУРСОВ ПО ПОДГОТОВКЕ

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В  СИСТЕМЕ  УПРАВЛЕНИЯ  ШКОЛОЙ  (SMS) УЧИТЕЛЯ И КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Алматы, 2011

Рекомендовано Ученым советом

Национального центра информатизации

Рецензенты:

Мусин К.С., доктор педагогических наук, профессор

Мухамбетжанова С.Т., доктор педагогических наук, доцент

Учебная программа тренинговых курсов по подготовке педагогических кадров к деятельности в системе управления  школой  (SMS) Учителя и  Классного руководителя. – Алматы: АО «НЦИ», 2011.  – 11 с.

Учебная программа тренинговых курсов по подготовке педагогических кадров к деятельности в системе управления школой (SMS) разработана в рамках программы 008 «Методологическое обеспечение системы образования» по заказу Министерства образования и науки Республики Казахстан.

Настоящая учебная программа является составной частью учебной программы тренинговых курсов по  внедрению системы электронного обучения e-learning, рассчитанной на 72 часа теоретических и практических занятий. Раздел «Обучение деятельности в системе управления школой (SMS)» включает 18 часов: из них 2 часа – лекция, 16 – практические занятия.

Учебная программа адресована специалистам, отвечающим за подготовку педагогических кадров в системе высшего профессионального образования, повышение квалификации работников системы образования и предназначена для проведения обучения учителей и классных руководителей – пользователей систем электронного обучения.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Организация тренинговых курсов как форма обучения педагогических работников деятельности в системе электронного обучения (e-learning) является наиболее приемлемой формой работы на этапе профессионального совершенствования в рамках повышения квалификации работающих учителей и на этапе профессиональной подготовки в системе высшего педагогического профессионального образования.

Система  управления  школой  (School Management System, далее – SMS) – это программное обеспечение, позволяющее автоматизировать процесс управления  школой.

Цель курса – сформировать у учителей и классных руководителей систему знаний, умений и навыков, обеспечивающие их готовность учителей к деятельности в системе управления школой (SMS) в условиях системы электронного обучения.

Для достижения цели курса необходимо решить следующие задачи:

–       раскрыть взаимосвязи дидактических, психолого-педагогических и методических основ управления школой  и функциональных возможностей системы управления школой (SMS);

–       обучить учителей и классных руководителей использованию и применению функционала SMS в своей повседневной профессиональной деятельности;

Поставленные задачи определили содержание занятий, в соответствие с которыми форма занятий – коммуникативный тренинг, позволяет учителю овладеть практическим функционалом SMS.

Настоящая учебная программа является составной частью программы трениговых курсов по подготовке педагогических кадров к деятельности в системе электронного обучения,  общий объем которой составляет 72 часа. Раздел «Обучение деятельности в системе управления школой (SMS)» включает 18 часов: из них 2 часа – лекция, 16 часов отведены на практические занятия.

Вооружение учителей и классных руководителей  знаниями, умениями и навыками работы с SMS позволит им эффективно организовывать профессиональную деятельность на основе сотрудничества педагогического, ученического и родительского коллективов.

Требования к уровню подготовки слушателей

В итоге тренинговых курсов по подготовке к деятельности в  системы управления школой SMS учителя и классные руководители должны знать:

−         государственную политику в области информатизации образования;

−         требования к ИКТ-компетентности современного педагога;

−         цели, назначение и функциональные возможности Системы электронного обучения e-learning;

−         цели, назначение и функциональные возможности системы управления школой SMS;

будут уметь:

–       осуществлять посредством SMS учёт учащихся, контроль успеваемости;

–       формировать календарно-тематические планы, планы учебно-воспитательной работы и т.п.;

–       вести поиск и выводить информацию  по  любому  учащемуся,

–       формировать в динамическом режиме стандартную и нестандартную отчётность для передачи в контролирующие организации и для внутреннего пользования;

–       вводить данные в электронный журнал, электронный дневник и электронный портфолио учащихся;

–       выводить данные в текстовые и табличные редакторы и распечатывать;

–     формировать и читать объявления, обмениваться текстовыми сообщениями он-лайн и офф-лайн в рамках организации образования, назначать темы форумов и вести обсуждения по вопросам  организации  учебно-воспитательного процесса и т.д.

будут готовы:

–       к автоматизации управленческой деятельности, делопроизводства, документооборота и учебного планирования;

–       к взаимодействию с субъектами образовательного процесса посредством SMS.

Учебно-тематический план тренинговых курсов по подготовке педагогических кадров к деятельности в  системе управления  школой  (SMS)

Учителя и Классного руководителя

Тема занятий Количество  часов
Лекции Практические занятия
1. Стратегическая политика государства в области информатизации образования 2
2. Система электронного обучения e-learning в общеобразовательных школах РК 2 2
3. Требования к ИКТ-компетентности современного педагога РК 2
4. Обучение деятельности в системе управления школой SMS,

в том числе:

2 16
4.1. Назначение и функции системы управления школой SMS 2
4.2. Регистрация пользователей  в системе  SMS, работа с модулем «Документы», 2
4.3. Работа с модулями «Планы»,  «История школы» 2
4.4. Работа с модулем «Расписание» 2
4.5. Работа с модулями «Электронный журнал», «Электронный дневник ученика» 2
4.6. Работа с модулями «Воспитательная работа», «Анкетирование» 2
4.7. Работа с модулями «Питание», «Библиотека», «Медицинский кабинет» 2
4.8. Работа с модулем «Статистика», 2
4.9. Работа с модулем «Коммуникация» 2
5. Обучение деятельности в системе управления классом (CRMS) 2 4
6. Обучение деятельности в системе управления обучением (LMS) 2 10
7. Обучение деятельности в системе тестирования (TMS) 2 10
8. Обучение деятельности в системе «Электронные методические системы по предметам (ММС)». 2 10
9. Итоговое тестирование. 4
Итого: 16 56
ВСЕГО: 72

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Стратегическая политика государства в области информатизации образования (2 ч.)

Новые социально-экономические условия информационного общества,  связанные с комплексным внедрением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) во все сферы общественной жизни, объединением глобальных телекоммуникационных сетей и интеллектуальных компьютерных систем. Ведущие принципы образования информационного общества по ЮНЕСКО: образование для всех» и «образование через всю жизнь» − «Life Long Learning (LLL)». Актуальность новой парадигмы образования на основе использования ИКТ.   Международный опыт информатизации образования.

Информатизация образования как педагогическая система. Нормативно-правовое обеспечение, инфокоммуникационная инфраструктура, программное, контентное и кадровое обеспечение информатизации образования в Республике Казахстан.

Государственная программа развития образования РК на 2011-2020 гг.

Тема 2. Система электронного обучения (e-learning) в общеобразовательных школах РК (2 ч.)

Электронное обучение как одно из 8 основных направлений Государственной программы развития образования РК на 2011-2020 г.

Цели и задачи электронного обучения (e-learning) электронного обучения в организациях среднего общего образования.

Нормативно-правовое обеспечение электронного обучения. Подготовка и повышение квалификации пользователей системы электронного обучения. Развитие технологической инфраструктуры, создание компьютеризированных рабочих мест учителей, дальнейшая компьютеризация и интернетизация организаций образования.  Контентное обеспечение электронного обучения. Автоматизация учебного процесса.

Педагогическая архитектура системы электронного обучения:   системы управления: школой (SMS), классом (CRMS),  обучением (LMS), тестированием (TMS), психолого-педагогическим мониторингом (MPcMS) и электронными методическими системами в предметных областях знаний (MMS).

Тема 3. Требования к ИКТ-компетентности современного педагога РК (4 ч.).

Подготовка педагогических кадров к системному использованию ИКТ в образовательном процессе как важный фактор информатизации  и модернизации образования. Модель инфокоммуникационной личности педагога. Роль руководителя в информатизации школы. 

ИКТ-компетентность – ключевая компетентность граждан информационного общества как комплекс знаний, умений, способов деятельности и ценностного отношения к использованию ИКТ в профессиональной деятельности.

Выявление исходного уровня ИКТ-компетентности слушателей курсов, отработка их умений и навыков работы с компьютером, офисными приложениями, различными источниками учебной информации в кейсовой и интернет-технологии; способов устного и письменного взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса на основе ИКТ.

ОБУЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ШКОЛОЙ SMS

Тема 4.1. Назначение и функции Системы управления школой  (2 ч.)

Обзорное ознакомление с задачами и функционалом Системы  управления  школой  (SMS) – программное обеспечение, позволяющее автоматизировать процесс управления школой,  автоматизировать  делопроизводство с учётом текущих бизнес-процессов в организациях образования,  формировать отчеты,

Знакомство с пользовательским интерфейсом. Обзор основных модулей SMS: Документы, История школы, Планы, Расписание, Электронный журнал, Электронный дневник, Воспитательная работа, Анкетирование, Статистика, Библиотека, Питание, Медицинский кабинет, Коммуникация.

Основные пользователи системы управления школой: директор;  заместитель директора школы по учебной работе; заместитель директора школы по воспитательной работе; учителя; классные руководители, учащиеся; родители; библиотекари; медицинские работники; администраторы SMS. Роли и права пользователей в SMS. Распределение функций по выполнению работы с программой между руководителем и исполнителями.

Тема 4.2. Регистрация пользователей в системе SMS. Работа с модулем «Документы» (2 ч.)

Регистрация пользователей SMS с помощью логина и пароля; безопасный вход пользователя в Портал; назначенных администратором просмотр информации SMS; внесение в SMS учетной записи; выход пользователя из SMS.

Знакомство с особенностями навигации (каталоги, сообщения, предупреждения и подсказки по ходу работы пользователя), защита от непреднамеренных некорректных действий пользователя.

Модуль «Документы» как инструмент, обеспечивающий оперативное информирование пользователей о нормативно-правовом обеспечении деятельности школы.  Разделы «Нормативно-правовые документы», «Документы школы».

Работа с разделом «Нормативно-правовые документы»,  внесение в SMS нормативно-правовых документов, определяющих направления и перспективы развития образования; государственных общеобязательных стандартов образования и т.д. Внесение личных комментариев.

Внесение в Раздел «Документы школы» нормативных документов организации образования в различных форматах (*doc, *pdf, *jpg  и др.). Создание документов общего доступа. Заполнение шаблонов протоколов родительских собраний. Знакомство со способами дополнения инвариантного перечня документов при производственной необходимости. Перенос данных, импорт/экспорт, распечатка данных из модуля.

 

Тема 4.3. Работа с модулями «Планы»,  «История школы» (2 ч.)

Модуль «Планы» как инструмент, который позволяет пользователям осуществлять долгосрочное или краткосрочное планирование в зависимости от предоставленных им ролей.

Заполнение шаблонов учебных планов и программ, формирование  планов  работы педагогического совета, учебно-методического объединения, предметных комиссий, научно-методического совета, совета классных руководителей, ученического совета (ученического самоуправления) и иных структурных подразделений, планов мероприятий по повышению квалификации, подготовке и переподготовке педагогических кадров, работа с графиком внутришкольного контроля. Внесение изменений в документацию. Вывод планов на год, на месяц в текстовые редакторы, распечатка планов.

Заполнение шаблонов планов учебно-воспитательной работы в предстоящем учебном году, планов внеклассной и внешкольной работы с учащимися; работы с родителями, взаимодействия с органами самоуправления. Вывод планов на год, на месяц в текстовые редакторы, распечатка планов.

Работа с календарно-тематическими планами (КТП).  Доступ и просмотр КТП других учителей. Копирование КТП по четвертям.  Добавление  нового класса к существующему плану. Редактирование КТП только тех предметов и классов, в которых он ведёт часы согласно нагрузке. Выгрузка данных в табличные и текстовые редакторы (Excel и т.п.)

Работа с циклограммой школы, другой планирующей документацией.

Модуль «История школы» как инструмент, который позволяет отражать информацию о достижениях школы, участии в олимпиадах, спортивных и других мероприятиях,  проводить мониторинг достижений по годам, отслеживать динамику роста и рейтинг школы среди других организаций образования, формирование виртуального музея школы, размещение  материалов  в различных форматах (*doc, *pdf, *jpg  и др.). Распечатка данных из модуля.

Тема 4.4. Работа с модулем «Расписание» (2 ч.)

Модуль «Расписание» как инструмент составления расписания уроков, расписания внеурочных занятий (кружков, факультативов и т.п.) и расписания звонков.

Вывод расписания для просмотра по видам: распределения классов по сменам, предметам, кабинетам, учителям, генерация  различных форм расписания; представление расписания в разных форматах.

 

Тема 4.5. Работа с модулем «Электронный журнал», «Электронный дневник ученика» (2 ч.)

Модуль «Электронный журнал» как инструмент для учёта успеваемости и посещаемости учащихся, возможность постоянной взаимосвязи с родителями, их информирования о результатах обучения.

Знакомство с интерфейсом электронного журнала, с последовательностью и правилами его заполнения. Редактирование учителем страницы предмета/класса,  в которых он ведёт занятия. Просмотр всех страниц классным руководителем.

Синхронизации электронного журнала с модулями составления расписаний занятий и календарно-тематического планирования; автоматической загрузки учеников, дат проведения и тем уроков; учета разделения классов на группы на отдельных уроках. Расчет четвертных и итоговых оценок; учет посещаемости учащихся, количества дней и уроков, пропущенных каждым учащимся и классом в целом за четверть и учебный год. Ввод замечаний по ведению электронного журнала. Генерация в Электронный журнал оценок из Системы менеджмента тестирования (TMS).

Формирование сводных и персональных отчетов по успеваемости, по посещаемости, предметные отчеты, вывод отчетов в табличные и текстовой редакторы (Excel и т.д.)

Генерация персональных данных в электронный дневник ученика.

Модуль «Электронный дневник ученика» как аналог бумажного дневника ученика. Интерфейс электронного дневника, отображение расписания уроков, полученных оценок, домашних заданий.

Автоматический ввод первичных данных в электронный дневник ученика из электронного классного журнала.

Ввод дополнительных оценок и заметок классным руководителем. Редактирование электронного дневника.

 

Тема 4.6. Работа с модулями «Воспитательная работа», «Анкетирование» (2 ч.)

Модуль «Воспитательная работа» как инструмент  организации жизнедеятельности  классных  коллективов.   Формирование папок с разработками воспитательных  мероприятий, классных часов, работа с ссылками на сайты классов, с электронными портфолио учащихся.

Внесение в электронное портфолио учащихся материалов (копии грамот, сведения о поощрениях и т.п.)  в различных форматах.

Модуль «Анкетирование» как инструмент, позволяющий проводить опросы субъектов образования. Формирование анкет, просмотр результатов, вывод отчетов в текстовые/табличные редакторы.

 

Тема 4.7. Работа с модулями «Питание», «Библиотека», «Медицинский кабинет» (2 ч.)

 

Модуль «Питание» как инструмент отражения меню, учета численности питающихся и стоимости питания. Вывод на печать меню на неделю. Формирование отчетов и вывод их в табличные/текстовые редакторы.

Модуль «Библиотека» как инструмент автоматизации работы с традиционной библиотекой школы. Работа с автоматизированным справочно-библиографическим каталогом библиотечного фонда школы, заказ и резервирование книг. Формирование отчетов и вывод их в табличные/текстовые редакторы.

Модуль «Медицинский кабинет» как инструмент, позволяющий формировать  сведения о состоянии здоровья и охвате учащихся различными спортивно-оздоровительными видами деятельности. Контроль за результатами медицинского осмотра, показателями физической подготовленности учащихся, планирование проведения диспансеризаций и других профилактических мероприятий. Формирование списков лиц, подлежащих  периодическим  медицинским  осмотрам с указанием  фактора,  по  которому  установлена  необходимость проведения  периодического  медицинского  осмотра. Генерация сведений в личные дела и электронные дневники учеников.

Тема 4.8. Работа с модулем «Статистика» (2 ч.),

Модуль «Статистика» как инструмент ведения баз данных и формирования статистических отчетов. Разделы «Учащиеся», «Сотрудники».

Раздел «Учащиеся». Возможности SMS для создания баз данных (личные дела учащихся, данные о родителях или лицах, их заменяющих и т.д.).  Последовательность создания информации об учащихся, роль конкретных пользователей в ее формировании. Формирование отчетов о контингенте учащихся в разрезе классов, ступеней обучения, языка обучения,  численности учащихся по сменам, сведения об охвате учащихся всеобучем,  сводных ведомостей успеваемости и т.д.

Раздел «Сотрудники». Последовательность создания информации о сотрудниках, роль конкретных пользователей в ее формировании.  Ведение баз данных качественного и количественного состава педагогических кадров.  Распределение учителей по специальности, по предметам, по возрасту, по стажу, по категориям и т.д.

Поиск и выведение информации  по  любому  ученику и родителю,  создание в динамическом режиме отчетов различных форм и содержания, в том числе стандартных статистических отчетов. Подготовка документов, необходимых для прохождения процедуры аттестации (лицензирования) учреждения и отчетных материалов для вышестоящих учреждений управления образованием и т.д.

Тема 4.9. Работа с модулем «Коммуникация» (2 ч.)

Модуль «Коммуникация» как инструмент взаимодействия пользователей в рамках SMS. Разделы модуля: «Объявления», «Блоги», «Сообщения», «Форум», «Чат».

Формирование объявлений.   Возможность  прикреплять  к  объявлениям  одно  или  несколько приложений (документы или веб-ссылки). Рассылка объявлений по электронной почте по указанным адресам.

Передача  текстового  сообщения пользователям, ответ на  полученное сообщение. Контроль за статусом распоряжения. Оповещение пользователей об  изменениях  в  расписании, собраниях и т.п. Отправка сообщений родителям учеников о предстоящих плановых и внеплановых собраниях и встречах и др. Отправки  сообщений по индивидуальному пользователю или одновременно группе лиц. Опция,  позволяющая настроить/запретить  получение  сообщений  от  разных  групп пользователей.

Работа с блогом. Назначение  темы и размещение комментариев.

Создание  разделов  чата, предназначенных для общения на специальные темы. Размещение сообщений в режиме реального времени. Ограничение доступа пользователей к разделам чата.

Назначение темы форума. Размещение комментариев. Создание  закрытых  обсуждений.

Итоговое тестирование (4 ч.)

Пост-тренинговое тестирование знаний, умений и навыков деятельности слушателей в системе электронного обучения e-learning. Рефлексия результатов изучения курса.

источник:  http://ripkso.kz/

Check Also

Электрондық күнделікті пайдалану туралы

Электрондық күнделікті пайдалану туралы тамаша бейнесабақ.  Өскембаева Кенже ханымның тамаша бейнесабақтары.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.