Управление профессиональным ростом молодого учителя в современной школе

Рахимбаева Гулайым Абитаевна, учитель русского языка, руководитель, Совета молодых учителей средней школы им. Куата Терибаева, села Кокозек Аксуского района Алматинской области.

Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем.
Конфуций

Профессиональный рост учителя – это процесс приобретения педагогом знаний, умений, способов деятельности, позволяющих ему оптимальным образом реализовать свое предназначение; решить стоящие перед ним задачи по обучению, воспитанию, развитию, социализации и сохранению здоровья школьников. В данном определении стоит обратить внимание на слово «ОПТИМАЛЬНОСТЬ». В этом слове подразумевается реализация педагогических задач для учителя-профессионала, которые включают в себя три эквивалентных характеристики:

– оптимальный – наилучший не вообще, а для конкретных условий;
– оптимальный – наилучший с точки зрения заранее заданных критериев;
– оптимальный – наилучший из нескольких возможных вариантов.

Профессиональный рост определяется в литературе как процесс изменения, преобразования педагогической деятельности, приводящей к устойчивому развитию профессионализма, в основе которого лежит компетенция личностного саморазвития. Исследователи выделяют три уровня профессионального роста: уровень изменений, уровень преобразований, уровень устойчивого развития.

На уровне изменений учитель ищет и осваивает новые знания, осваивает новые способы выполнения профессиональных задач.

На уровне преобразований учитель совершенствует качество своей работы не за счет привлечения новых сведений и освоения новых педагогических технологий, а за счет структуризации и переструктуризации своей деятельности.

На уровне устойчивого развития учитель «потребляет» новые знания, новый опыт для повышения эффективности своей деятельности, не допуская ломки состоявшейся, устоявшейся системы своей деятельности.

Условия профессионального роста:

  1. Самообразовательная работа ( реферат, доклад, творческий отчет)
  2. Чтение методической и предметной литературы
  3. Обзор в Интернете информации по теме
  4. Посещение семинаров, конференций, занятий коллег
  5. Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами
  6. Систематическое прохождение курсов повышения квалификации
  7. Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег
  8. Изучение информационно-компьютерных технологий
  9. Общение с коллегами в Интернете
  10. Участие в различных форумах, конкурсах в Интернете.

Обеспечить успешную адаптацию молодого специалиста, помочь ему выйти на уровень профессионального становления призваны методические формирования: Школа молодого учителя, Школа становления педагогического мастерства и использование определенных видов методической работы (стажировка, наставничество).

Каждый из названных компонентов методической работы имеет свою специфику. Стажировка проводится с молодыми специалистами первого года работы, наставничество – с молодыми и малоопытными педагогами, а также с теми, которые имеют профессиональные проблемы на определенном этапе деятельности. Кроме того, может быть создана Школа молодого учителя. Ее основная задача заключается в методическом сопровождении профессионального становления начинающего педагога. Как ШМУ, так и стажировка, и наставничество организуют работу на основании соответствующего положения, которое является локальным документом. Приказом директора школы назначается руководитель данного вида деятельности.

Ступенями профессионального роста учителя являются:

  • педагогическая умелость
  • мастерство
  • творчество
  • новаторство

Педагогическая умелость – это основа профессионализма учителя, без которой невозможно работать в школе. Она базируется на достаточной теоретической и практической подготовке учителя, которая обеспечивается в педагогических учебных заведениях и продолжает отшлифовываться и совершенствоваться в школе. В Школе молодого учителя мы учим молодого специалиста правильно определять структуру, содержание и методику проведения отдельных этапов урока, использовать важнейшие приемы создания проблемных ситуаций, поддерживать внимание и дисциплину учащихся на занятиях, сочетать различные формы и методы проверки и оценки знаний, проведение фронтальной и индивидуальной работы с учащимися. Просто умелый учитель проводит обучение и воспитание на обычном профессиональном уровне.

Учитель, который проявляет педагогическое мастерство, добивается высоких результатов в своей работе. От педагогической умелости  мастерство отличается тем, что оно является более совершенным его уровнем, высокой степенью используемых учебных и воспитательных приемов и/или их своеобразной комбинацией. Если мастерство включает в себя те педагогические усовершенствования, которые осуществляет учитель, делая необходимые выводы из допускаемых ошибок, недочетов и достигаемых успехов, обогащая свой методический арсенал полезным, то при проявлении творчества, он (учитель) своими находками обогащает методику обучения и воспитания. Из всего сказанного можно сделать следующий вывод: Педагогическое творчество учителя характеризуется внесением в учебно-воспитательную деятельность тех или иных методических модификаций, рационализацией методов и приемов обучения и воспитания без какой-либо ломки педагогического процесса.

Учителям-новаторам свойственно делать настоящие педагогические открытия. Они прокладывают новые пути в обучении и воспитании, за счет чего обогащают педагогическую теорию. Само же это понятие происходит от латинского «novator», что означает «обновитель», человек, который вносит и осуществляет новые, прогрессивные принципы, идеи, приемы в той или иной сфере деятельности.

Таким образом, новаторство в педагогической работе есть настоящее открытие, важное изобретение, которое является жизненным подвигом учителя. Вот почему настоящих педагогов-новаторов не так много. Но главное состоит в том, что когда учитель добросовестно и творчески относится к своему делу, осваивает передовой опыт, новые психолого-педагогические идеи, находится в непрерывном поиске, он будет не только добиваться успехов в обучении и воспитании, но и совершенствоваться сам, продвигаясь от ступени к ступени в своем профессиональном росте.

Хотелось бы остановиться на видах и формах методической работы с молодыми специалистами, проводимых  в школе.

Стажировка. Она призвана решить ряд задач, связанных с адаптацией молодого специалиста к новым для него условиям труда. Стажировка помогает выявить профессионально значимые личностные качества молодых специалистов в целях наиболее рационального использования этих качеств в образовательном процессе.

Наставничество. Молодому педагогу необходимо повышать свой профессиональный уровень. Ему не хватает знаний в определенных областях дидактики, психологии, методики, практического опыта для выполнения функций классного руководителя; возникает вопрос о выстраивании отношений с родителями учащихся и т.д. Эти и другие «профессиональные пробелы» должны быть ликвидированы. Наставничество поможет решить эту стратегическую задачу, поскольку способно оптимизировать процесс повышения профессиональной компетентности молодого педагога, сформировать у него мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации, достижению успеха. Как правило, наставник способствует профессиональному развитию молодого коллеги не только методической помощью, но и личным примером.

Уже третий год выполняю общественную нагрузку руководителя Совета молодых учителей. В своей работе с молодыми учителями руководствуюсь трудами Якушевой С.Д., Зимней И.А., Калюжного А.А., Поташник М.М. И сегодня хочется поделиться своим опытом работы, рассказать начинающим управленцам о методике работы с молодыми специалистами.

Школа молодого учителя создается при наличии группы (трех и более) молодых специалистов, которым в первые годы  их профессиональной деятельности требуется помощь опытных коллег. Ее работа предполагает:

– обеспечение адаптации молодых педагогов к профессии, условиям работы в учреждении, оказание помощи в освоении законов и правил его жизнедеятельности;
– формирование или развитие базовых профессиональных компетенций (методических, коммуникативных, аналитических, информационных, рефлексивных и др.);
– создание комфортных педагогических условий для саморазвития.

Работой ШМУ руководит наиболее опытный и авторитетный педагог учреждения образования.
Задачи ШМУ:

  • содействовать повышению квалификации и профессиональному росту молодых педагогов;
  • оказывать практическую помощь молодым специалистам в адаптации к работе в данном учебном заведении, в вопросах совершенствования теоретических знаний и методики преподавания учебной дисциплины;
  • выявлять базовые профессиональные потребности молодых педагогов и содействовать их удовлетворению;
  • совершенствовать и развивать профессионально значимые личностные качества;
  • формировать индивидуальный стиль педагогической деятельности;
  • пропагандировать опыт молодых специалистов и стимулировать их к личностно-профессиональному развитию;
  • содействовать формированию и развитию мотивации достижения успеха в профессиональной деятельности.

Приоритетные направления работы ШМУ:

  • углубление научно-профессиональных знаний молодого специалиста;
  • повышение его психолого-педагогического уровня профессиональной деятельности;
  • повышение методического уровня;
  • совершенствование профессионально-педагогической культуры;
  • развитие способностей работать в команде;
  • освоение корпоративных норм поведения.

Работа ШМУ осуществляется в соответствии с планом, разработанным на учебный год. В течение года проводится 4-5 занятий. Руководитель ШМУ вместе с ее членами составляет алгоритм работы методического формирования. Примерное содержание может быть таким:

1) анализ затруднений в работе молодого специалиста;
2) вычленение и формулировка проблемы или ряда проблем;
3) помощь опытных коллег в решении проблемы и самообразование молодого 4пециалиста;
5) тренировочные практические занятия;
6) реализация полученных знаний на практике;
7) формирование собственного опыта в процессе педагогической деятельности;
8) анализ и самоанализ образовательного процесса и его результатов;
9) определение перспектива развития профессиональной деятельности.

Но ни один молодой учитель не должен ждать, когда старшие товарищи придут на помощь, когда же они все «преподнесут на блюдечке с голубой каемочкой». Человек должен саморазвиваться, самосовершенствоваться. Основной задачей Совета молодых учителей или Школы молодых учителей является научить, а не преподносить все в готовом виде. Не зря в народе говорят: «Хочешь накормить голодного – дай ему удочку, а не рыбу».  Поэтому хотелось бы перечислить основные факторы профессионального саморазвития педагога:

  • социализация и индивидуализация педагога как личности
  • среда должна стимулировать профессиональное саморазвитие
  • система управления в школе (стимулирование, педагогический мониторинг)
  • трансляция педагогического опыта.
  • благотворная психологическая атмосфера в коллективе
  • создание портфолио учителя как отражение профессиональной деятельности, в процессе формирования которого происходит самооценивание и осознается необходимость саморазвития.

Действительно, у современного учителя должно быть «досье успехов», каковым является ПОРТФОЛИО. Портфолио в переводе с французского означает «излагать», «формулировать», «нести»; а также «лист», «страница» или «досье», «собрание достижений». В переводе с итальянского – «папка с документами», «папка специалиста»1. Да, у учителя должно быть «досье успехов», в котором должно отражаться все радостное, интересное. Таким «досье успехов» является портфолио.

С первых же дней работы в коллективе мы знакомим молодых специалистов с требованиями к оформлению портфолио и принципами работы. Прежде чем приступить к построению портфолио, учитель должен проанализировать свою работу, собственные успехи, обобщить и систематизировать педагогические достижения, объективно оценить свои возможности и увидеть способы преодоления трудностей и достижения более высоких результатов.

Быть учителем для учителя нелегко. Здесь существуют своего рода правила успешного сотрудничества, эффективного взаимодействия. В центре внимания наставника должна быть личность молодого специалиста, а не его профессиональные качества, знания и умения. Поэтому считаю, что задачи наставника будут заключаться в следующем:

  • обеспечить успешную адаптацию молодого специалиста в педагогическом коллективе;
  • помочь ему понять и принять нормы, традиции и законы коллектива;
  • всячески помогать реализовать себя как личность, содействовать развитию способностей;
  • помочь достичь определенного уровня личного удовлетворения и признания коллег;
  • научить применять на практике полученные педагогические знания с учетом конкретных педагогических ситуаций;
  • формировать мотивацию достижения профессионального успеха.

Руководство личностно-профессиональным ростом /развитием/ молодого учителя рассматривается как процесс, в котором можно выделить ряд этапов. Они отличаются целью, характером воздействия и уровнем активности молодого специалиста. Переход от одного этапа к другому означает его определенный качественный рост. Этапная работа целесообразна при управлении процессом профессионального развития и становлением молодого педагога с одновременным включением его в самоорганизацию,

____________________________________________________________________________

1Словарь иностранных слов самопроектирование, саморазвитие.

Первый этап – адаптационный – предполагает совместное продумывание перспективных видов деятельности, которые станут основой разработки индивидуальной программы стажера. Такой подход к работе поможет создать систему в работе с молодым коллегой, обеспечить методическое сопровождение его профессионального становления и будет способствовать формированию у него педагогических умений, а именно: диагностики, целеполагания, прогнозирования, моделирования, сочетания методов и средств педагогического воздействия на учащихся, качественную работу со школьной документацией.

Второй этап называется проектировочным. Молодой специалист учится проектировать свое развитие и совершенствовать свою профессиональную компетентность. На данном этапе у молодого педагога актуализируется профессиональная любознательность, желание совершенствоваться, развивается культура объективного анализа собственной деятельности.

На третьем, оценочном этапе, работа будет направлена на развитие у начинающего педагога умения адекватно оценивать степень своей профессиональной компетентности. Наставник оказывает помощь и поддержку в овладении педагогическими технологиями, в том числе инновационными, формировании индивидуального профессионального стиля.

Таким образом, от благополучной адаптаций молодого специалиста зависит не только качество его работы , но и успешность всей профессиональной деятельности. Следует помнить, что на нас лежит большая ответственность за становление личности молодого педагога. Повседневная работа с детьми и взаимоотношения с педагогами /коллегами/ – это та среда, в которой формируется молодой специалист, будущий педагог-профессионал. Поэтому работа с молодыми специалистами в учреждениях образования должна строиться по законам педагогической этики.

Молодого педагога следует убеждать, что определять его успех должны не случайные удачи, а кропотливый повседневный труд, целенаправленная системная работа над собой, объективный самоанализ результатов своего труда. В то же время не следует забывать и том, что нужно выявлять и развивать сильные стороны (качества) своего подопечного. Нужно быть объективным в оценках. Похвала должна быть обоснованной, а критиковать за конкретные недостатки в работе – наедине.

Итак, управление процессом личностно-профессионального развития молодых специалистов будет продуктивным, если:

  • обеспечена система в работе с молодыми педагогами;
  • деятельность выстраивается поэтапно;
  • соблюдаются основополагающие принципы, которые характеризуют свободу выбора наставника и обучаемого, их взаимный интерес;
  • используются различные формы работы с молодыми специалистами;
  • молодые коллеги привлекаются к участию в школьных методических мероприятиях;
  • профессиональные начинания молодых педагогов стимулируются и поддерживаются;
  • формируется мотивация к достижению успеха.

Молодые педагоги – это надежда руководителя учреждения образования, от коих зависят качество и перспективы развития образовательного процесса.

Использованная литература:

  1. Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2009
  2. Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства: Учебник. 4-е издание исправленное и дополненное. М.: Издательский центр «Академия», 2011
  3. Морева Н.А. Основы педагогического мастерства: Учебное пособие. М.: Просвещение,2006

Check Also

Электрондық күнделікті пайдалану туралы

Электрондық күнделікті пайдалану туралы тамаша бейнесабақ.  Өскембаева Кенже ханымның тамаша бейнесабақтары.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.