Информатика-7. История развития вычислительной техники

Бекбасарова Жанна, город Тараз.  сш. №2

Урок № Класс 7
Тема урока: История развитие вычислительной техники.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
методы: учебная конференция.
Цель
Образовательные: познакомить учащихся с историей развития вычислительной техники;дать представление об основных этапах развития ВТ, о поколениях ЭВМ, о развитии отечественной индустрии в области вычислительной техники;
Развивающие: продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, выделять главное; продолжить развитие умения слушать и быть услышанным;
Воспитательные: воспитывать у учеников интерес к изучению информатики; воспитывать ответственное отношение к учёбе; воспитывать аккуратность и бережное отношение к технике.
Оборудование калькулятор; счеты;логарифмическая линейка;компьютер; презентация, составленная в программе Ms Power Point ;
План урока:
1.Организационный момент
2.Изложение нового материала.
3.Закрепление изученного. Тест «История развития вычислительной техники»
5. Домашнее задание.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент
Обратите внимание на нашу выставку. (Калькулятор, счеты, логарифмическая линейка, компьютер)
Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь на уроке?
Подумайте и скажите, в каком порядке появились на свет вещи, представленные на выставке?
Сегодня на уроке мы с вами проследим путь образования и развития вычислительной техники.
По мере нашей беседы вам необходимо заполнить таблички, которые находятся у вас на партах. 2.Изложение нового материала
Важнейшим видом обработки информации являются вычисления. Появление и развитие счетных инструментов стимулировали развитие земледелия, торговли, мореплавания, астрономии и многих других областей практической и научной деятельности людей.
Нетрудно догадаться, что первым счетным средством для человека были его пальцы. Этот инструмент всегда «под рукой»! кто из вас им не пользовался?

Греческий (египетский) абак – это дощечка, покрытая слоем пыли, на которой острой палочкой проводились линии и какие-нибудь предметы, размещавшиеся в полученных колонках по позиционному принципу. Китайский суан-пан – состояли из деревянной рамки, разделнной на верхние и нижние секции. Палочки соотносятся с колонками, а бусинки с числами. У китайцев в основе счета лежала не десятка, а пятерка. Японский соробан – прямоугольная рама содержит произвольное количество вертикальных бамбуковых палочек (чем больше их число, тем с большим разрядом цифр можно проводить операции).
Начало XVII века: вводом понятия логарифма шотландским математиком Джоном Непером и публикацией таблицы логарифмов послужило созданию логарифмической линейки. Этот инструмент до недавнего времени был вычислительным средством инженеров. И лишь в последние годы его вытеснили электронные калькуляторы.
Первыми «вычислительными» машинами были русские счеты и суммирующая машина французского ученого Блеза Паскаля, которую изобрел он в 1642 году .Машина Паскаля могла суммировать десятичные числа. Впечатление о «способностях» этой машины высказал сам
Первую арифметическую машину, выполняющую все четыре арифметических действия, создал в 1673 году немецкий математик Лейбниц – механический арифмометр.
XIX в.: автором первого проекта вычислительного автомата был профессор Кембриджского университета английский математик Чарльз Бэббидж<Приложение, слайд
Аналитическая машина Бэббиджа
Основные идеи заложенные в проекте этой машины, в нашем веке были использованы конструкторами ЭВМ. Все главные компоненты современного компьютера присутствовали в конструкции аналитической машины:
Для программного управления использовались перфокарты – картонные карточки с пробитыми в них отверстиями (перфорацией).
Интересным историческим фактом является то, что проект машины так и не был реализован из-за сложности механического износа деталей проекта, которые опережали технические возможности своего времени, но программы для этой машины были созданы. Их составила дочь Джона Байрона герцогиня Ада Лавлейс, которая по праву считается первой женщиной-программистом. В ее честь назван язык программирования Ада. (Доклад «Ада Лавлейс»)
40-е годы XX в. считаются годами бурного прогресса научных и технических новшеств. Не успели начать серийно выпускать электромеханические счетные машины, как появились первые ЭВМ, в которых логические элементы были реализованы на основе радиоламп.
Первая ЭВМ «ЭНИАК» (цифровой интегратор и вычислитель) была создана в США после второй мировой войны в 1946 году. В группу создателей этой ЭВМ входил один из самых выдающихся ученых XX в. Джон фон Нейман. (доклад «Джон фон Нейман»)
Принципиальное описание устройств и работы компьютера принято называть архитектурой ЭВМ. Согласно принципам Неймана построение и функционирование универсальных программируемых вычислительных машин ЭВМ образует три главных компонента: арифметическое устройство, устройство ввода-вывода, память для хранения данных и программ.
Развитие ЭВМ в СССР связано с именем академика Сергея Алексеевича Лебедева, под руководством которого были созданы: в 1951 году в Киеве МЭСМ (малая электронно-счетная машина) и 1953 году в Москве БЭСМ (большая электронно-счетная машина). Приемка В 1951 году была закончена работа над СЭСМ (Специализированная Электронная Счетная Машина)
Лебедев руководил и созданием БЭСМ-6, уровень которой на несколько лет опередил уровень зарубежных аналогов.
ЭВМ первого поколения появились в 50-х годах XX столетия, изготовлялись на основе вакуумных электроламп..
ЭВМ второго поколения появились в 60х годах. В этих машинах логические элементы реализовывались на базе полупроводниковых приборов – транзисторов.
ЭВМ третьего поколения появились в 70-х годах. Их основу составляли большие интегральные схемы (БИС), содержавшие на одной полупроводниковой пластинке сотни или тысячи транзисторов; затем появились сверхбольшие схемы – СБИС.
На рубеже 80-х годов были созданы и выпущены в массовое производство ЭВМ четвертого поколения. Элементарной базой этих ЭВМ стали микропроцессоры – сверхбольшие интегральные микросхемы, которые способны выполнять функции основного блока компьютера – процессора.. .
ЭВМ пятого поколения – это машина недалекого будущего. Основное их качеством должен быть высокий интеллектуальный уровень. Машины пятого поколения – это реализованный искусственный интеллект. В них будет возможным ввод с голоса, голосовое общение, машинное «зрение», машинное «осязание». Многое уже практически сделано в этом направлении.
История вычислительной техники уникальна, прежде всего, фантастическими темпами развития аппаратных и программных средств. До сих пор работают некоторые программисты, начинавшие еще на ламповых ЭВМ, которые без преувеличения и без кавычек можно назвать древними. В самом деле, дистанция между лазерным принтером и «ЭНИАК» ничуть не меньше, чем между «Мерседесом» и, скажем, Кабриолетом XVII века. Сами лазерные принтеры тоже выглядят дедушками рядом с некоторыми устройствами мультимедиа. И никто не возьмется предсказать, какой будет информационная технология через 1000 лет.
3. Закрепление изученного Тест по теме «История развития вычислительной техники»
4. Домашнее задание стр 23-29

Тест по теме:
«История развития вычислительной техники»

Выберите правильный ответ

1. Электронная вычислительная машина – это:
а) комплекс аппаратных и программных средств обработки информации;
б) комплекс технических средств для автоматической обработки информации;
в) модель, устанавливающая состав, порядок и принципы взаимодействия входящих в нее компонентов.
2. Персональный компьютер – это:
а) ЭВМ для индивидуального покупателя;
б) ЭВМ, обеспечивающая диалог с пользователем;
в) настольная или персональная ЭВМ, удовлетворяющая требования общедоступности и универсальности
3. Изобретатель механического устройства, позволяющего складывать числа:
а) П.Нортон;
б) Б.Паскаль;
в) Г.Лейбниц;
г) Д.Непер.
4. Ученый, соединивший идею механической машины с идеей программного управления:
а) Ч.Беббидж (середина XIX в.);
б) Дж.Атаносов (30е г.г. XX в.);
в) К.Бери (XXв.);
г) Б.Паскаль (середина XVII в.)
5. Первым программистом мира является:
а) Г.Лейбниц;
б) Ч.Бэббидж;
в) Дж. фон Нейман;
г) А.Лавлейс.
6. Страна, где создана первая ЭВМ, реализующая принципы программного управления:
а) США;
б) Англия;
в) в Германии
г) СССР.
7. Основоположник отечественной вычислительной техники:
а) М.В.Ломоносов;
б) С.В.Королев;
в) С.А.Лебедев;
г) А.Д.Сахаров.
8. Город, в котором была создана первая отечественная ЭВМ:
а) Киев;
б) Москва;
в) Санкт-Петербург;
г) Екатеринбург.
9. Средство связи пользователя с ЭВМ второго поколения:
а) перфокарты;
б) магнитные жетоны;
в) магнитные ленты;
г) магнитные жетоны.
10. Первый инструмент для счета
а) палочки;
б) камешки;
в) рука человека;
г) ракушки.
11. Система счисления в русских счетах:
а) двоичная;
б) пятеричная;
в) восьмеричная;
г) десятичная.
12. Область применения ЭВМ первого поколения:
а) дизайн;
б) инженерные и научные расчет;
в) банковские дела;
г) архитектура и строительство.
13. Поколение ЭВМ, во времена которого стали появляться языки программирования высокого уровня:
а) первого;
б) второго;
в) третьего;
г) четвертого.
14. Поколение ЭВМ, элементной базой которых были транзисторы:
а) первого;
б) второго;
в) третьего;
г) четвертого.
15. Язык программирования в машинах первого поколения:
а) машинный код;
б) Ассемблер;
в) Бейсик
г) Фортран
Выберите все верные ответы:

16. Элементы ЭВМ третьего поколения:
а) интегральные микросхемы;
б) микропроцессоры
в) дисплей на основе ЭЛТ
г) магнитные диски
д) манипулятор «мышь»
17. Элементы аналитической машины Бэббиджа
а) блок ввода;
б) микропроцессор;
в) блок вывода;
г) контора;
д) мельница;
е) блок печати результата;
ж) арифметическое устройство;
з) память;
и) склад;
к) офис.
18. Элементы ЭВМ четвертого поколения:
а) интегральные микросхемы;
б) микропроцессоры;
в) цветной дисплей;
г) транзисторы;
д) манипулятор «джойстик»;
е) графопостроители.
19. Самые первые устройства для счета
а)
б)
в)
г)

20. Первые ЭВМ отечественного производства:
а) Электронная Счетная Машина;
б) Большая Электронная Счетная Машина;
в) Специализированная Электронная Счетная Машина;
г) Специальная Электронная Счетная Машина;
д) Средняя Электронная Счетная Машина;
е) Малая Электронная Счетная Машина;
ж) Микро Электронная Счетная Машина;

Таблица ответов

Вопрос 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Ответ б в б а г а в а а в г б б б а
Балл 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Вопрос 16 17 18 19 20
Ответы а, в, г а, г, д, е, и б, в, д а, б б, в, е
Балл 3 5 3 2 3

Шкала оценивания результата работы
Баллы Оценка
Больше 24 Отлично
От 16 до 24 Хорошо
От 8 до 15 Удовлетворительно
Меньше 8 Не сдал

Check Also

Аудандық олимпиада. ІІ-тур. 2016-2017 оқу жылы.

D есебі 5 бүтін сандар берілген. Осы сандардың арасынан төртеуін таңдағандағы қосындының ең үлкен жəне …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.