Информатика. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБЩЕОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Министерство образования и науки Республики Казахстан
Казахская академия образования им. Ы.Алтынсарина

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБЩЕОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Среднее общее образование
Утверждено Приказом № 693 от 24.09.2002г Министерства образования и науки РК
Алматы 2002

Учебный предмет “ИНФОРМАТИКА” (7-11 класы)

Н. Т.Ермеков, Б. К.Тульбасова, с. Т. Мухам6еджанова, К.Ж.Аганина, А.Б.Даулеткулов, Н.Ф.Стифутина, В.А.Криворучко, Г.С.Кабулова, Т.К.Даутова, А.У.Даулеткулова

1 Область применения

Настоящий стандарт разработан на основе ГОСО РК 2.003-2002 и устанавливает требования к обязательному минимуму содержания образования и уровню подготовки учащихся по предмету «Информа­тика» .

Положения стандарта обязательны к применению и соблюде­нию:

– всеми организациями среднего общего образования Республики Казахстан, осуществляющими общеобразовательную подготовку уча­щихся по предмету, независимо от форм собственности организаций образования, типов и видов;

– начальными и средними профессиональными организациями образования при разработке материалов вступительных экзаменов;

– национальным центром государственных стандартов образова­ния и тестирования при разработке материалов вступительных экза­менов;

– высшими учебными заведениями при разработке учебных про­грамм подготовки педагогических кадров по предмету;

– научно-исследовательскими институтами в области образова­ния в подготовке образовательных программ по предмету «Информа­тика», учебников и учебно-методических комплексов по предмету;

– институтами повышения квалификации и переподготовки работ­ников системы образования при разработке и осуществлении программ повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров по предмету;

– центральным и местными исполнительными органами в облас­ти образования при осуществлении государственного контроля за ка­чеством обучения учащихся по предмету.

Стандарт также может быть использован органами государствен­ного управления и организациями республики при про ведении работ по лицензированию образовательной деятельности, аттестации организа­ций образования, подготовке рабочих учебных планов и учебных про­грамм, контроле их реализации.

Настоящий стандарт по предмету «Информатика» применяется в комплексе с базисным учебным планом соответствующей ступени образования, типовым учебным планом, рабочим учебным планом организации образования, учебной программой.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на:

– ГОСО РК 2.003-2002 «Образование среднее общее. Основные  положения»;

– Правила стандартизации РК 40.1.01-2000 ГСС РК «Общие тре­бования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обо­значению государственных общеобязательных стандартов образова­ния».

3 Определения и сокращения

В настоящем стандарте применяются сокращения, термины и определения в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об образовании» и ГОСО РК 2.003-2002. В дополнение к ним в настоя­щем стандарте установлена следующая система сокращений:

БД – база данных
ГИС – геоинформационные системы
КИВТ – кабинет информатики и вычислительной техники
КУВТ – комплект учебной вычислительной техники
ЛВС – локальная вычислительная сеть
ОС – операционная система
ПК – персональный компьютер
ПО – программное обеспечение
СУБД – система управления базами данных
HTML – Hypertext Markup Lапguаgе – специальный гипертексто­вый язык описания документов
MS – Мiсrоsоft
WWW – World Wide Web (W3) – всемирная паутина, гипертексто­вая информационно-поисковая система в Интернете

Образовательная основная программа (ООП) по учебному предмету «Информатика» – документ, определяющий содержание учебного предмета «Информатика», формирующего у учащихся научные основы мировоззрения, мышления и способностей, помогаю­щего им овладеть средствами информатизации и информационными технологиями, осуществляющего подготовку к жизни, труду и продол­жению образования. Содержание ООП определяется государствен­ным стандартом.

Образовательная профильная программа (ОПП) по учебно­му предмету «Информатика» – документ, определяющий содержа­ние учебного предмета «Информатика», способствующий углублен­ному изучению предмета как профильного дифференцированному по объему и содержанию в зависимости от направленности, нацеленному на профессиональную подготовку учащихся. Содержание ОПП опре­деляется государственным стандартом.

Образовательная дополнительная программа по учебному предмету «Информатика» – документ, определяющий содержание учебных курсов для удовлетворения образовательных потребностей учащихся по информатике за пределами настоящего государственно­го стандарта. Эта программа реализуется путем организации факуль­тативных курсов и (или) спецкурсов. Она разрабатывается школой и утверждается местным исполнительным органом образования.

4 Общие положения

4.1 Главными целями изучения информатики являются:

–  формирование научных основ мировоззрения учащихся;
–  развитие мышления и способностей учащихся;
– овладение учащимися средствами информатизации, информа­ционными технологиями;             ­
–   подготовка учащихся к жизни, труду и продолжению образова­ния.

4.2 Главными задачами изучения информатики являются:

– формирование представления об информации как одном из трех основополагающих понятий науки: веществе, энергии и информации, на основе которых строится современная картина мира;
– рассмотрение области информационных процессов в живой при­роде, обществе, технике, формирующей новый – информационный под­ход к изучению окружающей действительности;
– раскрытие роли новых информационных технологий в развитии общества, изменении характера и содержания труда человека, пред­посылок и условий перехода общества к постиндустриальному, инфор­мационному этапу его развития;
– развитие у учащихся теоретического, творческого мышления;
– формирование нового типа мышления – операционного мышле­ния, направленного на выбор оптимальных решений;
– формирование и развитие знаний, умений и навыков в области
средств информатизации, информационных технологий;
– овладение современными методами научного познания, такими, как формализация, моделирование, компьютерный эксперимент и Т.д.;
– подготовка учащихся к труду, профессиональному самоопреде­лению.

4.3 Общая характеристика предмета «Информатика»

4.3.1 Объекты изучения информатики:

– информация;
– информационные ресурсы;
– информационные процессы в системах различной природы;
–        средства информатизации и информационные технологии.

4.3.2 Перспективы развития предмета «Информатика»

Ближайшие перспективы развития предмета «Информатика» свя­заны:

во-первых, с углублением представлений об общеобразова­тельном, мировоззренческом потенциале этого предмета:
– дающего учащимся возможность овладения такими современ­ными методами научного познания, как формализация, моделирова­ние, компьютерный эксперимент;
– формирующего новый тип мышления – операционного мышле­ния, направленного на выбор оптимальных решений;
– интегрированного в школьные предметы, через которые будет

проходить процесс информатизации обучения в школе;

во-вторых, с самой информатикой. Информатика сегодня пред­ставляет собой одну из самых перспективных «точек роста» мировой науки. Вокруг нее развивается и формируется ряд новых направлений научных исследований: социальная, экономическая, правовая, биоло­гическая информатика и другие.

Наиболее важными направлениями развития информатики в пос­ледние годы являются следующие:

В теоретической информатике продолжаются исследования общих свойств информации как одного из проявлений реальности, изу­чение принципов информационного взаимодействия в природе и обще­стве, а также основных закономерностей реализации информационных процессов в различных информационных средах.

В области развития средств информатизации продолжается рост вычислительных мощностей и возможностей персональных ком­пьютеров, встраиваемых микропроцессоров и развитие глобальных и региональных сетей обмена информацией.

Дальнейшее развитие в области информационных технологий будет направлено на расширение их возможностей по хранению, обра­ботке и использованию различных видов информации.

Дальнейшие исследования в области социальной информати­ки сосредотачиваются вокруг вопросов о роли информатики и инфор­мационных технологий в современном обществе, юридических, эти­ческих и моральных норм работы с информацией и программными продуктами, информационной безопасности личности и общества.

4.4 Место учебного предмета «Информатика» в базисном учебном плане

Понимание целей обучения информатике в школе указывает на необходимость выделения нескольких этапов овладения основами ин­форматики и формирования информационной культуры учащихся в про­цессе обучения.

Первый этап (7 – 9 ‘классы) – базовый курс, обеспечивающий обязательный общеобразовательный минимум подготовки учащихся по информатике. Он направлен на овладение учащимися методами и средствами информационной технологии решения задач, формирова­ние навыков сознательного и рационального использования компьюте­ра в учебной, а затем в профессиональной деятельности.

Второй этап (10 – 11классы) – продолжение образования в стар­ших классах как профильного обучения, дифференцированного по объе­му и содержанию в зависимости от интересов учащихся, и направлен­ного на предпрофессиональную подготовку в области информатики.

В базисном учебном плане в образовательной области «Матема­тика» предмет «Информатика» представлен обязательным учебным предметом для изучения в 7-11 классах средней школы.

5 Виды образовательных программ по учебному предмету «Информатика»

«Информатика» рассматривается как учебный предмет, изучае­мый на основной (7-9 классы) и старших ступенях (10-11 классы) об­щеобразовательной школы. В рамках учебного предмета «Информа­тика» реализуются следующие программы:

Образовательная основная программа – базовый курс инфор­матики (7-9 классы) – 3 года.

Образовательная профильная программа – профильный курс информатики (10-11 классы) по общественно-гуманитарным и есте­ственно-математическим направлениям – 2 года.

Образовательная дополнительная программа – факультатив­ный и (или) спецкурс, для удовлетворения образовательных потребно­стей учащихся по информатике за пределами настоящего государствен­ного стандарта – от 2 и более лет.

6 Объем учебной нагрузки по предмету «Информатика»

Объем учебной нагрузки по предмету «Информатика» в соответ­ствии с ООП составляет:

1.На основной ступени (7, 8, 9 классы) -по 1 часу в неделю, по 34 часа в учебном году, всего 102 часа.

2. На старшей ступени в зависимости от направления обучения и  направленности.

а) общественно – гуманитарное направление – по 1 часу в неделю, по 34 часа в учебном году, всего 68 часов;
б) естественно – математическое направление – по 1 часу в неде­лю, по 34 часа в учебном году, всего 68 часов.

7 Базовое содержание образования по учебному предмету «Информатика»

 

7.1 Содержание образования на основной ступени школы.

На основной ступени школы содержание образования представ­лено по следующим содержательным линиям:

По содержательной линии «Представление информации»: Информация в нашей жизни. Информация вокруг нас. Многооб­разие форм информации (рисунки, тексты, звук) и способов ее обра­ботки. Как человек воспринимает информацию. Что можно делать с информацией. Распознавание, хранение, передача, обработка и поиск информации. Кодирование информации. Информация. Единицы инфор­мации. Информационная картина мира. Информация и управление.

Информатика как наука.

По содержательной линии «Информационные процессы»: Понятие информационного процесса. Информационное взаимодей­ствие. Информационные процессы в живой природе, в технике, в об­ществе. Единство информационных процессов в живой природе, в тех­нике, в обществе.

По содержательной линии «Компьютеры»:

Компьютер. История развития вычислительной техники. Основ­ные устройства компьютера, их функции и взаимосвязь в процессе работы компьютера. Правила техники безопасности при работе на компьютере. Персональные компьютеры, их развитие.

Устройства ввода, вывода, хранения и отображения информации. Вычислительные системы и комплексы. Аудио- и видеосистемы, сис­темы мультимедиа. Сети компьютера.

Арифметические основы компьютера. Типы систем счисления, используемых в компьютере. Системы счисления: двоичная, восьме­ричная, десятичная, шестнадцатеричная. Перевод чисел из одной си­стемы счисления в другую. Двоичная арифметика. Кодирование информации в компьютере.

Логические основы компьютера. Основные понятия и область применения алгебры логики. Элементарные логические операции. Построение таблицы истинности. Базовые логические элементы ком­пьютера («И», «НЕ», «ИЛИ») и логические функции.

Взаимосвязь технических характеристик ПК с решаемыми зада­чами. Структурная организация и функционирование компьютера. Прин­цип программного управления.

По содержательной линии «Информационные техноло­гии»:

Понятие технологии. Информационные технологии, их виды и клас­сификация. Роль и место информационных технологий в технологи­ческом развитии общества.

Программные средства информатизации. Системные программ­ные средства: операционные системы, операционные среды.

Системы и языки программирования. Технологии программиро­вания, моделирования, проектирования, диагностики и управления (объектами, процессами, системами).

Представление о прикладном программном обеспечении компь­ютера. Виды прикладного программного обеспечения.

Понятие базовых информационных технологий, их классификация и виды: мультимедиа – технологии, технологии ГИС, Интернет – тех­нологии.

Виды ОС персональных компьютеров. Сервисные оболочки, систе­мы пользовательского интерфейса. Функции операционных систем. Ра­бота в операционной системе. Сетевые функции. Защита информации. Антивирусные программы. Сжатие информации. Программы архивации.

Обработка графической информации. Методы описания графичес­ких данных (вектор, растр, фрактал). Графические примитивы. Дей­ствия над графическими объектами. Цвета и палитра. Графические редакторы. Деловая научная графика.

Обработка текстовой информации на компьютере. Технология обработки текстовых документов: создание, редактирование, сохра­нение, считывание, вывод. Работа с таблицами. Вставка графических объектов в текстовый документ. Текстовые редакторы. Понятие ги­пертекста.

Представление числовой информации на компьютере. Табличная форма представления данных. Электронные таблицы. Понятие книги электронных таблиц, рабочих листов электронных таблиц, считыва­ние, запись, использование формул, построение диаграмм, вывод ре­зультатов.

Хранение и обработка больших объемов информации в табличной форме в памяти компьютера. Базы данных. Структура баз данных. Система управления базами данных. Заполнение баз данных, сорти­ровка и поиск информации по заданному шаблону.

По содержательной линии «Алгоритмизация»:

Понятие алгоритма, свойства алгоритма. Способы представления алгоритмов, типы алгоритмов. Исполнитель алгоритмов. Библиотеки алгоритмов. Решение задач на компьютере. Этапы решения задач. Метод пошаговой детализации.

Основы программирования: алфавит языка программирования, правила записи команд. Понятие программы, ее структура. Понятие переменной: имя, тип, значение.

Понятие типа данных. Понятие выражения. Организация ввода, вывода данных в программе. Программирование линейных алгорит­мов, алгоритмов ветвления и циклов. Литерные величины. Графичес­кие объекты. Подпрограммы.

Понятие массива: тип элементов, размерность, индексы. Изучение возможностей системы программирования,

По содержательной линии «Формализация и моделирова­ние»:

Понятие модели и моделирования. Определение модели. Типы моделей. Способы моделирования.

Методы описания информационно – логических моделей. Соотно­шения между информационными, информационно – логическими, и математическими моделями. Вычислительный эксперимент как ме­тод научного исследования.

По содержательной линии «Телекоммуникация»:

Основные виды компьютерной связи. Локальные сети: способы построения, организация работы, программное обеспечение. Глобаль­ные информационные сети. Интернет. Электронная почта.

Новые роли компьютера в современном обществе. Интернет как всемирная справочная; всемирная библиотека; всемирная образова­тельная среда: всемирный магазин. Мировое информационное обще­ство.

По содержательной линии «Социальные вопросы инфор­матики»:

Роль информации в развитии общества. Основные информацион­ные революции. Информатизация общества. Роль информационных технологий в развитии общества. Информатизация образования.

Мировое информационное пространство и национальная безопас­ность. Информационные ресурсы общества, виды и классификация. Информационные продукты и услуги. Информационный рынок.

Информационное общество. Информационное неравенство. Чело­век в информационном обществе. Информационная свобода и ответ­ственность личности.

7.2 Содержание образования на старшей ступени школы общественно-гуманитарного направления

Содержание образования по информатике для общественно – гу­манитарного направления включает в себя темы из всех разделов ин­форматики: теоретической информатики, средств информатизации, информационных технологий, социальной информатики и является систематизацией представлений о возможностях применения инфор­матики и информационных технологий в гуманитарной сфере деятель­ности.

Содержание обучения

Применение компьютера в гуманитарных областях деятельнос­ти. Мультимедиа – новый способ применения компьютера. Основные сферы применения мультимедиа – технологий. Интернет. Внедрение компьютера в повседневную жизнь человека.

Программное обеспечение современного компьютера. Операци­онные системы и их развитие. Интегрированные системы. Установ­ка, настройка и обмен данными. Офисные пакеты.

Текстовые процессоры. Работа с документами. Создание спис­ков. Оформление текста в виде таблицы. Создание привлекательных рекламных объявлений и Web-страниц. Верхние и нижние колонтиту­лы. Создание документа из нескольких колонок. Добавление рисунков в документ. Создание Web – страниц. Добавление и удаление гипер­ссылок.

Компьютерная графика. Распознавание документов. Технология распознавания документов. Виды изображений. Обработка изображе­ний. Системы распознавания документов.

Программы проверки и корректировки текста. Технология проверки и корректировки слайд – фильма. Технология создания слайд – филь­мов. Инструменты для создания слайд – фильмов.

Издательские системы. Отличие текстовых процессоров и изда­тельских систем.

Функции, одинаковые для обеих сред. Верстка страниц и изготов­ление макетов отдельных изданий в издательской системе.

Технические средства современного офиса. Средства обработки документов. Копировальная техника. Средства оперативной полигра­фии. Средства связи. Микрокалькуляторы. Периферийное оборудова­ние информационных систем.

Телекоммуникационные сети. Глобальная сеть Интернет. Серви­сы глобальной сети Интернет. Поиск информации в Интернет. Основ­ные сведения о World Wide Web. Поисковые системы. Броузер Мiсrоsоft Internet Explorer. Основные приемы работы в Мicrosoft Internet Explorer. Переход к Web-странице. Создание Web-документов.

7.3 Содержание образования на старшей ступени школы естественно-математического направления

Содержание образования по информатике для естественно – ма­тематического направления включает следующие разделы информа­тики: средства информатизации, информационные технологии с целью более детального изучения для предоставления возможнос­тей их применения в технических и естественно-научных сферах дея­тельности.

Содержание обучения

Современное программное обеспечение. Компьютер. Дополни­тельные возможности операционных систем. Установка, конфигура­ция, настройка параметров операционных систем и других программ­ных продуктов.

Методы программирования: структурные, модульные, объектно-ориентированные, визуальные. Системы программирования.

Система визуального программирования. Формы, управляющие элементы, модули и классы, типы данных, диалоговые окна, отладка приложений, компиляция и распространение приложений.

Компьютерная графика Основные графические процедуры и фун­кции,константы,переменные.Анимация,мулыипликация.Звуковыеэффекты, создание звукового файла. Технология разработки мультимедийных программ. Создание программ.

Презентация. Компоненты презентации. Средства презентаций. Сканирование и обработка изображений. Шаблоны и дизайн. Мастер. Слайд. Оформление. Печать, настройка и демонстрация. Создание презентации.

Обработка больших объемов информации. Систематизация, хра­нение и поиск информации. Информационно-логические модели. Тех­нология разработки информационно-логической модели. Модели дан­ных, реляционная модель. Работа с базами данных: структура баз данных, создание таблиц баз данных. Работа с запросами, с формами, с отчетами. Создание учебной БД.

Информационные системы: банки данных, базы знаний, системы искусственного интеллекта, экспертные системы.

Сеть Internet: про смотр и создание Web-страниц, их дизайн. Поис­ковые системы.

8 Требования к обязательному (минимальному) уровню подготовки учащихся по предмету «Информатика» на разных ступенях школы

8.1 Требования к обязательному (минимальному) уровню
подготовки учащихся на основной ступени школы
По содержательной линии «Представление информации»

Учащиеся должны знать:

– что такое информация, формы и способы ее обработки;
– назначение языка, кода и кодирование информации;
– основные единицы измерения количества информации;
– роль технических средств при работе человека с информацией;
– схему передачи информации;
– назначение носителей информации;
– назначение средств защиты информации.

Учащиеся должны уметь:

– приводить примеры передачи, хранения и обработки информа­ции в живой природе, технике, деятельности человека и общества;
– определять объем информации текста;
– кодировать текст;
– приводить примеры носителей информации;
– приводить примеры способов защиты информации.

По содержательной линии «Информационные процессы»

Учащиеся должны знать:

– понятие информационного процесса;
– информационные процессы в живой природе;
– информационные процессы в технике;
– информационные процессы в обществе;
– о единстве информационных процессов в живой природе, в тех­нике, в обществе.

Учащиеся должны уметь:

– приводить примеры информационных процессов в обществе, в живой природе, в технике;
– приводить примеры процессов информатизации.

По содержательной линии «Компьютер»

Учащиеся должны знать:

– историю развития компьютерной техники;
– перспективу развития компьютерной техники;
– основные технические параметры, по которым различаются ком­пьютеры;
– основные узлы компьютера, их взаимосвязь;
– структуру современного персонального компьютера;
– основные характеристики устройств компьютера;
– принцип автоматической работы компьютера;
– устройства ввода и вывода информации;
– кодирование информации в компьютере;
– типы систем счисления, используемых в компьютере;
– правила перевода чисел из одной системы счисления в другую;
– арифметические операции в двоичной системе счисления;
– принцип кодирования текстовой информации;
– принципы кодирования графической информации;
– логические основы работы компьютера;
– суть понятий высказывания, утверждения, рассуждения, умозак­лючения, логического выражения;
– таблицы истинности основных логических операций;
– основные логические элементы И, ИЛИ, НЕ, используемые в логических схемах компьютера.

Учащиеся должны уметь:

– приводить примеры и характерные/ особенности компьютеров разного поколения;
– приводить примеры моделей компьютеров разного поколения;
– свободно работать за клавиатурой компьютера;
– осуществлять физическое подключение к компьютеру любого устройства вывода и производить ее установку;
– форматировать диски;
– архивировать файлы и разархивировать их;
– применять антивирусные программы;
– осуществлять перевод чисел из одной системы счисления в дру­гую;
– выполнять арифметические операции в двоичной системе счис­ления.
– производить кодирование любого символа с помощью кодиро­вочной таблицы ASCII;
–        производить кодирование цветной точки для 16-цветной палитры; – написать таблицу истинности для типовых логических операций.

По содержательной линии «Информационные технологии»

Учащиеся должны знать:

– что такое программное обеспечение;
– роль программного обеспечения компьютера;
– виды программного обеспечения: системное, прикладное;
– что такое операционная система;
– виды операционных систем, интерфейсы пользователя;
– интегрированные среды, типовые интерфейсы прикладной среды; технологии обмена данными для создания составных документов;
– понятие информационных технологий и основные этапы их раз­вития; .
– текстовые редакторы, их назначение, типы, основные функции редактирования и их реализации;
– технологию создания и редактирования текстовых документов;
– графические редакторы, их назначение, типы и их основные воз­можности;
– технологию создания и редактирования графических объектов;
–  принципы организации гипертекстовых, мультимедийных про­грамм;
– электронные таблицы, их назначение, типы и основные возмож­ности;
– технологию обработки числовой информации с помощью элект­ронных таблиц;
– системы управления базами данных, их назначение, типы и ос­новные возможности;
– технологию создания и редактирования базы данных;
– разнообразные виды прикладных программ.

Учащиеся должны уметь:

– работать в одной из операционных систем;
– определять, как проявляются в прикладных системах: нагляд­ность, многозадачность, интеграция;
– приводить примеры конкретной технологии обмена данными; – набирать и редактировать любой текст;
– осуществлять действия с фрагментом и текстом в целом;
– создавать и редактировать любой графический объект;
– осуществлять действия с фрагментом и рисунком в целом;
– применять калькулятор;
– записывать и воспроизводить звук, редактировать звуковые файлы;
– записывать, считывать и модифицировать звуковые файлы;
– применять электронные таблицы для обработки числовой ин­формации;
– создавать базу данных и редактировать структуру.

По содержательной линии «Алгоритмизация»

Учащиеся должны знать:

– понятие алгоритма, свойства алгоритма;
– понятие системы команд исполнителя;
– основные характеристики величин (имя, тип, значение, размер­ность);
– основные алгоритмические конструкции;
– различные способы записи алгоритмов;
– правила записи алгоритмов на языке программирования;
– системы программирования.

Учащиеся должны уметь:

– иллюстрировать на конкретных примерах понятие алгоритма и его свойства;
– определять возможность применения исполнителя для решения конкретных задач по системе его команд;
– составлять алгоритмы различными способами;
– используя основные конструкции языка программирования, за­писывать и исполнять алгоритмы решения учебных задач;
– составлять, набирать, редактировать и запускать программу.

По содержательной линии «Формализация и моделирова­ние»

Учащиеся должны знать:

– понятие модели объекта;
– понятие информационной модели;
– основные виды классификации моделей;
– характеристики каждого класса моделей;
– основные принципы и идеи моделирования;
– основные этапы моделирования и последовательность их вы­полнения.

Учащиеся должны уметь:

– приводить примеры моделей, относящихся к разным классам;
– приводить модели из жизни;
– разрабатывать поэтапную схему моделирования задачи;
– определять цель моделирования и осуществлять формализацию задачи на этапе постановки задачи;
– создавать информационную модель задачи;
– преобразовывать информационную модель задачи в ее компью­терную модель.

По содержательной линии «Телекоммуникация»

Учащиеся должны знать:

– понятие компьютерных сетей;
– назначение и роль Интернета в развитии общества;
– понятие домена и правило образования адреса в Интернете;
– технологию поиска информации в Интернете;
–        об электронной почте и правилах оформления адреса.

учащиеся должны уметь:

– работать в браузере;
– формировать адрес в сети;
– искать информацию по известным адресам и с помощью поис­ковых систем;
– пользоваться электронной почтой, производя все необходимые операции с сообщением.

По содержательной линии «Социальные вопросы инфор­матики»

Учащиеся должны знать:

– особенности информационных революций;
– цели процесса информатизации общества;
– понятие информационной культуры;
– понятие об информационном ресурсе;
– основные виды информационных услуг;
– понятие об информационной безопасности общества и человека;
– понятие правового регулирования вопросов информационной бе­зопасности.

Учащиеся должны уметь:

– характеризовать каждую из информационных революций;
– перечислять характерные черты индустриального и информа­ционного общества;
– приводить примеры информационных ресурсов (учащиеся, учи­теля, школа и т.д.);
– приводить примеры отдельных видов информационных услуг.

8.2 Требования к обязательному (минимальному) уровню

подготовки учащихся на старшей ступени школы обществен­но-гуманитарного направления

Учащиеся должны знать:

– новейшее программное обеспечение;
– порядок и правила установки программного обеспечения на ком­пьютеры;
– элементы оформления текстовых документов;
– назначение и возможности автоматических настроек текстовых процессоров;

– настольные издательские системы, их возможности, программ­ное обеспечение;
– инструментальные средства обработки растровой и векторной графики;
– основы организации анимации и мультипликации;
– понятие компьютерной презентации;
– технологию создания компьютерных презентаций;
– понятие поисковых систем в Интернете;
– концепции создания Web-страниц.

Учащиеся должны уметь:

– устанавливать и конфигурировать операционную систему;
– устанавливать на компьютере прикладное программное обес­печение;
– настраивать параметры текстовых редакторов;
– использовать графические и шрифтовые возможности тексто­вых редакторов;
– производить обработку графических изображений;
– производить макетирование и верстку изданий с помощью тек­стового редактора;
– производить макетирование и верстку изданий с помощью из­дательской системы;
– работать с системами распознавания документов; работать с системами проверки и корректировки текста; создавать объекты ма­шинной графики и звуковые файлы;
– создавать презентации с помощью специальных средств пре­зентаций;
– работать с техническими средствами современного офиса;
– осуществлять поиск и просмотр информации в Интернете;
– создавать Web-страницы, оформлять дизайн Web-страниц.

8.3 Требования к обязательному (минимальному) уровню подго­товки учащихся на старшей ступени школы естественно- математи­ческого направления

Учащиеся должны знать:

– отличия систем программирования;
– о структурном, модульном, объектно-ориентированном програм­мировании;
– основы организации анимации и мультипликации;
– принципы разработки обучающих, контролирующих, игровых программ;
– порядок и правила установки программного обеспечения на ком­пьютеры;
– средства обработки растровой и векторной графики;
– компьютерной презентации;
– правила создания презентации;
– организацию обработки больших объемов информации;
– технологию разработки информационно-логических моделей;
– назначение реляционных моделей;
– понятие об информационных системах:
– понятие поисковых систем в Интернете;
– концепции создания Web-страниц.

Учащиеся должны уметь:

– создавать объекты машинной графики и звуковые файлы;
– программировать графические объекты и их движение;
– составлять обучающие, контролирующие, игровые программы;
– устанавливать и конфигурировать операционную систему;
– устанавливать на компьютере прикладное программное обес­печение;
– создавать презентации с помощью специализированных про­граммных средств;
– создавать информационно-логические модели в заданной пред­метной области;
– производить корректировку информацию, поиск информации по шаблону, сортировку информации в базах данных;
– создавать базу данных в заданной предметной области;
– работать с информационными системами;
– осуществлять поиск и про смотр информации в Интернете;
– работать в сети Intrnet и с электронной почтой (e-mail);
– создавать Web-страницы, оформлять дизайн Web-страниц.

8.4 Проверка достижения обязательного (минимального) уровня подготовки учащихся по информатике осуществляется в соответствии с требованиями, предъявленными в п.п.8.1-8.3 настоя­щего стандарта.

Оценка выполнения требований стандарта должна осуществлять­ся на рубежных этапах учебного процесса, т.е. в конце основной, стар­шей ступеней обучения: в 9, 11 классах.

Стандарт по предмету «Информатика» фиксирует тот безуслов­ный минимум, который должны освоить все учащиеся. Результатом достижения обязательной (минимальной) подготовки является вывод – отвечает ли уровень подготовки ученика зафиксированным в стандарте обязательным требованиям или нет. Результаты такой про­верки оцениваются с помощью одной из отметок: «достиг», «не дос­тиг».

Достижения учащихся в рамках базового уровня содержания образования в текущем учебном процессе оцениваются по пяти­балльной системе, итоговые оценки которых выставляются в доку­ментах основной, старшей ступеней школы.

9 Требования к условиям организации и реализации образовательного процесса

9.1 Требования к кадровому обеспечению учебного процесса

Преподавание информатики по образовательным основным и про­фильным программам обеспечивается педагогическими и научно-пе­дагогическими кадрами с высшим или неоконченным высшим обра­зованием, имеющие квалификацию учителя информатики, математи­ки и информатики, физики и информатики или имеющие высшее тех­ническое образование, прошедшие переподготовку в институтах по­вышения квалификации работников системы образования.

9.2 Требования к учебно-методическому обеспечению учеб­ного процесса

Учебно-методическое обеспечение осуществляется в соответ­ствии с ежегодно издаваемым центральным исполнительным орга­ном в области образования нормативным документом о преподавании основ наук в предстоящем учебном году.

9.3 Требования к материально-техническому обеспечению УП

Реализация образовательной программы по информатике осуще­ствляется в условиях специально оборудованного кабинета, оснащен­ного комплектом учебной вычислительной техники, системными и прикладными программными средствами, программными средства­ми учебного назначения, техническими средствами обучения, диапо­зитивами и диафильмами, кино- и видеофильмами. Перечень необхо­димых технических средств обучения приводится в нормативных до­кументах центрального и местного исполнительных органов управле­ния образования Республики Казахстан.

Check Also

Аудандық олимпиада. ІІ-тур. 2016-2017 оқу жылы.

D есебі 5 бүтін сандар берілген. Осы сандардың арасынан төртеуін таңдағандағы қосындының ең үлкен жəне …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.